Тем зрителям, кого интересует, что послужило источником вдохновения при создании сериала Рипли, рекомендую посмотреть фильм-нуар Альфреда Хичкока "Незнакомцы в поезде" (1951), снятый по мотивам первого романа Патриции Хайсмит, опубликованного в том же году (талантливого мистера Рипли там еще нет). За прошедшие 70 лет фильм нисколько не устарел и смотрится с неослабевающим интересом, хотя действие и движется неторопливо - на современный взгляд. Главные роли исполнили Фарли Грейнджер и Роберт Уокер. Операторская работа Роберта Бёркса была отмечена номинацией на премию «Оскар».
Сюжет: жил да был молодой и прекрасный теннисист Гай, влюбленный в Энн, а женатый на Мириам, которая ну никак не хотела разводиться, хотя и забеременела от любовника.
Неизвестно, как бы он разрулил ситуацию с женой, но тут ему встретился в поезде странный тип Бруно, который предложил Гаю идею перекрестного убийства: я убиваю твою жену, а ты - моего папочку-тирана, сидящего на деньгах, это обеспечит нам обоим алиби и отсутствие мотива.
Гай - высоконравственный тип...
...что, правда, не мешает ему иметь в любовницах дочку сенатора, который может обеспечить Гаю продвижение на политическом поприще. А жена... Ну что - жена! Работает в магазине Меткафа и таскается с кем ни попадя.
Очень интересно следить за развитием событий: действительно ли Бруно убьет жену Гая? Пойдет ли Гай на убийство его отца? Хичкок умело нагнетает напряжение и тревогу, замедляя движение сюжета всяческими препятствиями для героев: то Бруно уронит зажигалку Гая, необходимую для подставы, в дорожный люк, то на пути Гая возникнет грозный пес.
Кстати говоря, сам Хичкок тоже появляется в кадре, как у него заведено: в самом начале фильма он - в роли толстяка с виолончелью.
На нынешний взгляд некоторые сцены кажутся затянутыми, например, три сета теннисного матча Гая - а параллельно Бруно едет в Меткаф, чтобы подставить Гая. Напряженно, но дооолго.
Кульминация фильма - сцена со "свихнувшейся" каруселью, потребовавшая много усилий и изобретательности от создателей:
При создании этого яркого образа использовались доступные в то время спецэффекты — миниатюрные модели, проецирование фона, монтажные вклейки. За бесшовное сведение всех элементов воедино отвечал монтажёр Уильям Зиглер. Сначала засняли то, как взрывается миниатюрный макет карусели. Затем изображение взрыва было спроецировано на гигантский экран, на фоне которого разместили массовку из плачущих детей и вопящих матерей, в которых, кажется, и летят деревянные лошадки разлетающегося на части аттракциона. Хичкоковский биограф Шарлотта Чандлер утверждает, что триллер едва не превратился в фильм ужасов. Это могло бы произойти, подними чуть выше голову оператор аттракциона, который ползёт под бешено вращающейся каруселью, чтобы отключить её. Хичкок называл этот момент самым жутким из всего, что когда-либо происходило у него на съёмочной площадке, ведь трюк исполнял не профессиональный каскадёр, а неподготовленный к этому оператор настоящей карусели. Впрочем, Хичкок признавал, что эта сцена снималась вовсе не на той сумасшедшей скорости, какую можно видеть в фильме (Википедия)
В фильме очень важны детали - например, очки Мириам в сцене убийства.
В очках и младшая сестра Энн - Барбара, и это напрягает Бруно, который видит в ней Мириам, когда на светском рауте в шутку душит некую даму, изображая метод возможного убийства ее мужа:
Барбару сыграла дочь Хичкока Патриция:
Игрой Рут Роман (Энн) Хичкок был не слишком доволен, и действительно, она слегка "замороженная", но очень красивая.
А самая трагическая история связана с исполнителем роли загадочного Бруно - Робертом Уокером. Хичкок выбрал Уокера, потому что тот недавно выписался из психиатрической лечебницы - режиссер считал, что именно такой актер способен воплотить на экране образ безумца. И действительно, это самая сильная актерская работа в фильме и лучшая роль Уокера.
Правда, цена успеха оказалась слишком велика: спустя полгода у Уокера обострилось душевное заболевание, и он скончался из-за аллергической реакции на медицинские препараты.