Девушка была так похожа на Иру, что он остановился посреди улицы, так что идущая за ним старушка споткнулась и уронила букет ярких георгинов, которые цветными всполохами рассыпались по асфальту. Игорь чертыхнулся, принялся помогать бабушке собирать злосчастные цветы, поглядывая на светофор – ему повезло, и горел красный, поэтому девушка всё ещё стояла, и её длинные волосы красиво развивались, как в рекламе шампуня. Конечно, издалека ему могло показаться, это не могла быть Ира, её больше нет, но как же похожа… Когда георгины были собраны, а на светофоре загорелся зелёный, Игорь рванул за девушкой, пока ещё не решив, что будет делать.
-Ой, спасибо, милок! – крикнула ему вслед старушка, как будто это она не из-за него уронила свои цветы.
Ира была его первой любовью. Они познакомились в шестнадцать, на концерте в парке. Она была такая низкая и такая хрупкая – никак не могла пробиться к сцене. Он посадил её к себе на плечи и чувствовал настоящим героем. Их любовь продлилась три года, и он был уверен, что продлится ещё много-много лет: они поженятся, родят детей, которых будут воспитывать в любви и заботе, дождутся внуков, купят дачу, заведут лабрадора…
Этим мечтам не суждено было сбыться. Игорь поступил на геологический, и когда вернулся с летней практики, ему позвонила мама Иры и сказала:
-Ира утонула…
Слова показались Игорю такими дикими, что он рассмеялся. Мама Иры обиделась и бросила трубку. Больше они не разговаривали. Игорю казалось, что это был просто страшный сон, Ира не могла утонуть – у неё был разряд по плаванью, она обожала русалок и не могла, не могла, не могла…
С тех пор прошло десять лет. Игорь пытался встречаться с разными девушками – с какими-то получалось дольше, с другими он расставался почти сразу, потому что это была не Ира. Выбирал всегда один и тот же типаж – невысоких, хрупких блондинок с длинными волосами, но ни одна из них не могла сравниться с его нимфой. На одной Игорь даже чуть не женился: удивительно, но Ева была совсем другая – округлая, с крутыми рыжими кудрями, пусть и тоже невысокая. Её родители владели сетью ресторанов, и свадьба обещала быть шикарной – с выездной регистрацией, салютом и огромным тортом, как в кино.
Свадьбу Игорь отменил за две недели. Ева плакала, её родители были в шоке и требовали вернуть деньги, затраченные на свадьбу. Игорь сказал, что он не просил такую свадьбу и вообще не хотел жениться – Ева его обманула. Это было так – она сказала, что беременна, они подали заявление, она сказала, что случился выкидыш. Но на самом деле свадьбу он отменил не из-за обмана Евы – может, она и не обманывала. Отменил он свадьбу потому, что всё ещё любил Иру.
-Девушка, извините, – сказал он, когда она остановилась у подъезда кирпичного дома, и Игорь испугался, что сейчас потеряет и никогда не увидит её. – Вы очень похожи на мою подругу, и я хотел…
Он боялся, что она откажется общаться, испугается, убежит или высмеет его. Но девушка растерянно смотрела на Игоря и прикрывала уши и рот маленькими ладошками.
-Ты глухонемая? – догадался Игорь, и его сердце сжалось от жалости.
Девушка закивала. Что делать? Как взять у неё контакты?
И тут судьба смилостивилась над Игорем – из подъезда вышла ещё одна девушка, брюнетка в красной футболке и джинсах. Она вопросительно посмотрела на блондинку и спросила, дублируя языком жестов:
-Что здесь происходит?
Игорь скороговоркой рассказал брюнетке свою историю. Та осмотрела его, словно оценивая, можно ли такому доверять, потом сказала:
-Меня Даша зовут. А это Ира. У неё непростая судьба. Я её в обиду не дам. Напиши мне, а сейчас уходи.
Она продиктовала Игорю номер телефона и, даже не повторив, ушла, утащив за собой девушку, которая не только была похожа на Иру и звали её тоже Ира. Невероятно! Это невероятное совпадение не могло быть просто совпадением – сама судьба привела его к ней!
Даше он написал сразу. Она подробно расспросила Игоря про его Иру и вынесла вердикт:
-Нет, они даже не родственницы. Я Иру с детского сада знаю и всех её родственников тоже.
Когда Игорь спросил, что Даша имела в виду, когда говорила, что у Иры непростая судьба, она ответила:
-Ну, это уже не твоё дело. Я не бесплатное справочное бюро.
-Я могу заплатить! – предложил Игорь.
Даша в ответ рассмеялась. А потом сказала:
-А что – у меня проблемы с деньгами. Каждый факт – тысяча. Пойдёт?
К тому времени зарплата у Игоря была не такой уж и большой, но позволяла ему потратить несколько тысяч на безумство. Тем более первый же факт поразил его – Ира родилась в том же самом городе, что и его Ира и была ровно на год младше.
-Невероятно, – сказал он. – Я думаю, это судьба.
Когда сумма перевалила за десять тысяч, Игорь узнал, что слух Ира потёрла в пять лет в результате несчастного случая, а потом такой же несчастный случай забрал у неё жениха за две недели до свадьбы.
-Его звали Андрей, и они должны были пожениться. Он поехал с друзьями на рыбалку и там утонул.
Когда Игорь это услышал, ему показалось, что он сходит с ума. Да, жениха звали Андрей, а не Игорь, но утонул?
-Ты не думаешь, что мы с Ирой встретились для того, чтобы залечить друг другу раны? – спросил он у Даши. – Это же просто невероятные совпадения.
Сама Ира отказывалась с ним общаться. Даша дала Игорю её социальные сети, и он выучил наизусть все её посты. Нашёл стихотворение Ахматовой, которое Ира запостила пять лет назад: «Я знаю, ты моя награда за годы боли и труда…». Нужно ли говорить, что это стихотворение любила его Ира. Мелодии у Даши в плейлисте, за исключением современных, тоже совпадали: Игорь сохранил тот плейлист себе и часто слушал его, и, обнаружив большинство песен у Иры, написал ей об этом. Он писал ей о многом, стараясь не отпугнуть и быть искренним: рассказывал, как сильно любил свою Иру и как он понимает её, которая тоже потеряла любимого.
Однажды Ира ему ответила. Она написала:
-Я вижу, что ты хороший, но я люблю Андрея. И всегда буду любить.
Это было победой. Пусть маленькой, первой на долгом пути завоевания её сердца, но победой. Главное – начать общаться. Главное – не дать ей ускользнуть. Он уже любил её, как когда-то любил Иру, и не считал это предательством, ведь Иры больше нет, и она бы поняла, она одобрила.
Иногда Игорю казалось, что он сходит с ума. Ира мерещилась ему везде – стоило ему куда-то пойти, и он видел её хрупкую фигуру. Пытался приблизиться, подойти, но Ира исчезала. Может, ему казалось? Может, это его воображение играло с ним злую шутку?
Все свободные деньги утекали к Даше. Он хотел знать про Иру всё, чтобы завоевать её. Он узнавал, какой у неё любимый фильм, и тут же жалел об этом – ну, конечно, «Грязные танцы», ведь его Ира любила этот фильм! Их переписки становились все длиннее, Ира уже почти согласилась с ним встретиться.
-Только не говори, что я плачу тебе за информацию о ней, – попросил Игорь Дашу.
-И не собираюсь! Представляю, что она мне скажет, если узнает, что я продаю тебе информацию о ней. Ты не думай, я не корыстная – мне просто нужны деньги.
Игорю деньги бы тоже не помешали: пришлось взять кредит, залезть в долги. И на работе начались проблемы: вместо того, чтобы писать статьи и отчёты, он изучал страницу Иры, вызнавал факты её биографии у Даши или писал самой Ире, даже если она не отвечала. А ещё он учил язык глухонемых втайне от Иры, чтобы удивить её, когда она согласится встретиться. А то, что она согласится, он не сомневался.
-Когда мы уже увидимся? – писал он ей.
И однажды Ира написала:
-Можно в субботу.
Был вторник. Сердце Игоря остановилось и побежало галопом, стараясь ускорить время, потому что эти среда-четверг-пятница просто невыносимы, почему они так долго тянутся, почему…
Он подготовился: купил цветы – белые лилии, узнал у Даши (его Ира любила красные розы, о чём призналась ему однажды, считая это банальным и поэтому, не желая никому признаваться), постригся, выбрал ресторан куда дороже, чем он мог себе позволить, три раза переоделся. Он ждал её в условленном месте. Ира опаздывала. Он ждал. Проверял часы, телефон. Она не писала. Через полчаса Игорь по-настоящему занервничал. Открыл телефон, проверил переписку.
Ира удалила страницу.
В панике он позвонил Даше.
Номер был вне сети.
Как такое может быть? Что происходит?
Игорь в панике метался по торговому центру, всё ещё на что-то надеясь. Раз за разом проверял телефон, перезванивал Даше. Тишина, кругом сплошная тишина.
«Может, я всё это придумал? – с ужасом подумал Игорь. – Может, и Ира, и Даша – это плод моего воображения?».
Но была переписка. И долг на кредитной карте. Он не сумасшедший, нет.
Несколько дней Игорь кругами ходил вокруг того дома, надеясь встретить Иру или Дашу. Он не знал, кто из них там живёт, может, обе, а, может, никто. Дашин номер не обслуживался, Ирина страница исчезла – у него не было ни одной зацепки. Игорь вспоминал, что все ответы Даши были уклончивы.
Где работает? Заполняет карточки за компьютером. А ты? Администратором в медицинском центре. Каком? Тебе такой не нужен – там дорого, а врачи так себе, сплошные понты.
Он впал в депрессию. Стал пить, прогуливать работу. Никак не мог понять – что это было? Раз за разом проигрывал в памяти тот день – рассыпанные георгины, мигающий светофор, фигура Иры – такая знакомая… Ему казалось, что он что-то упускает, но никак не мог понять, что.
Неизвестно, чем всё закончилось, если бы к Игорю не приехала сестра. Она выбросила из дома все бутылки, заставляла его вставать по утрам на работу и гуляла с ним по вечерам в парке.
-Тебя просто развели, дурачок, – сказала она. – Вытянули из тебя все деньги и бросили тебя.
-Ты не понимаешь… Она так похожа на Иру! Невозможно, чтобы это было просто совпадение.
Чтобы развеяться, сестра потащила его на парфюмерную выставку. Заставила нацепить костюм, уложить волосы.
-Там будет фотограф. Не хочу, чтобы рядом со мной стоял бомж.
Игорь не любил духи – все они были слишком навязчивыми, резкими, или, наоборот, растворялись в воздухе дымкой, как растаяла Ира.
Он увидел её в соседнем ряду. Увидел и остолбенел. Казалось, судьба подарила ему ещё один шанс. Игорь бросился, чуть не снеся по дороге столик с парфюмами, схватил Иру на локоть.
-Вы что себе…
Она осеклась. Игорь не мог поверить. Она говорит? Этот голос… Он точно знал этот голос. В ужасе Игорь отпрянул.
-Ева.
Её глаза сверкали. На лице расплылась ядовитая улыбка.
-Узнал, наконец-то…
-Но… Как? Зачем?
Ева сильно изменилась. Похудела, выпрямила и покрасила волосы. Но дело было не только в этом – изменились и черты её лица, без пластики здесь не обойтись. Впрочем, с деньгами у Евы не было никаких проблем.
-Теперь ты знаешь, что я тогда чувствовала, – прошипела она, после чего развернулась и пошла прочь. Такой знакомой походкой, он ещё тогда заметил. Но эта походка принадлежала не Ире. Еве. Только он тогда не понял.
Усталость обрушилась так, как падает снег на город, засыпая его месячной нормой, чтобы было о чём говорить в новостях. Сестра никак не могла понять, что произошло. Игорь медленно выдыхал из лёгких воздух, который казался ему отравленным, но знал – теперь всё будет по-другому. Обязательно будет по-другому.