Найти в Дзене

Что-то я забыл. Механизмы памяти

Оглавление

Очень распространено сравнение мозга с суперкомпьютером, но это не совсем так. Наш мозг это высокоНЕэффективная система обработки сигналов, когда дело касается запоминания информации.

😵‍Представьте себе компьютер, которому для записи и считывания файлов нужны адекватные уровни освещения в комнате, монитор покрасивее и чтобы лицо пользователя не бесило. А мозг в плане информации работает именно так.

Начнем по порядку

🧠Память бывает разная:

"Черная, белая, красная" - отпетые мошенники

-💪Двигательная, в виде запоминания навыков

-👀Зрительная, в виде запоминания образов

-👂Слуховая, в виде восприятия и интерпретации речи, а так же отдельных звуков

-⚡️Сенсорная (обонятельная, осязательная, тактильная) в формате обработки сигналов от органов чувств и их рецепторов

Фактически, зрительная и слуховая память тоже воспринимаются рецепторами, но гораздо большими зонами мозга и более развитыми анализаторами в коре.

Погружаемся на уровень ниже

Надеюсь, что вы поняли отсылку и образ)
Надеюсь, что вы поняли отсылку и образ)

Форматы памяти:

1.💡Краткосрочная память: Это те самые образы и отпечатки окружающего мира которыми мы воспринимаем всё вокруг. Чаще всего это картины и отдельные элементы в ограниченном количестве.

Обычно мозг в состоянии помнить от 7 до 11 объектов одновременно, но, при желании, данный момент можно натренировать и расширить.

Сам механизм краткосрочной памяти лежит в циркулирующем возбуждении по нейронным цепям и их повторной реактивации

Если данный механизм активен более 10 минут, включается консолидация памяти - переход воспоминаний в долгосрочную память

Именно поэтому удары по голове, сотрясения, или, в редких условиях, удары током, могут вызывать потерю памяти на период около 10 прошлых минут - стимулы по нейронам перебивают активность и мозг не успевает запомнить то, что происходило

Другой проблемой запоминания является слишком высокая возбудимость нейронов - реагируя на все внешние стимулы, шаблоны активности становятся слишком хаотичными и меняющимися и не возникает консолидация воспоминаний. Примером такого нарушения может служить Синдром Дефицита Внимания (СДВГ).

2.📈Оперативная (промежуточная память) - включается при длительном присутствии мысли в сознании и может сохраняться от нескольких минут до 4-5 часов, а иногда, до нескольких недель.

Этот формат запоминания очень сильно завязан на гормонах и медиаторах - дофамине, ацетилхолине и никотине. Можно сказать, что это химическая память.

И вот в этом моменте начинает проявляться еще одно свойство памяти- ассоциативность.

Всё, что идет из краткосрочной памяти дальше, имеет эмоциональный заряд, причем негативные эмоции запоминаются лучше, чем позитивные. Так нужно для выживания и избегания опасности. Это завязано на механизме, когда для запоминания информации нужен определенный уровень дофамина.

Здесь важно понимать, что дофамин - гормон предвкушения удовольствия и относительный его уровень будет присутствовать в организме почти всегда, но при депрессивных расстройствах, когда его общее поступление в кровь и мозг снижено, выключается мотивация что-то запоминать. Мозгу становится "не нужно", информация теряет ценность.

Суть ассоциативности в том, что воспринимая новые данные, мозг подсознательно пытается построить взаимосвязь с уже имеющимися образами, прошлым опытом и триггерными ситуациями, затем пытается добавить прошлый контекст ситуаций к текущим

С этим связан механизм впадения в ступор, при ситуации, где человек оказывается в совершенно незнакомых обстоятельствах - приходится в срочном порядке сопоставлять ассоциации, оценивать опасность и пытаться сопоставить прошлый опыт и знания.

3.🧠Долгосрочная память - это устойчивые форматы взаимодействия и возбуждения нейронов между собой.

По факту, вся долгосрочная память - это вспышки активности определенных зон коры головного мозга, с вызываемыми этой активностью образами. Здесь больше всего проявляется ассоциативность памяти. Другими словами, контекст ситуаций с которыми связаны воспоминания.

Возможности долгосрочной памяти весьма обширны и включают огромные объемы информации, но чаще всего она затирается "новыми впечатлениями". Поэтому для более адекватного запоминания информации она должна быть "закреплена" применением этой информации на практике, или как минимум находить подтверждение - мозг сам по себе очень ленивый и предпочитает проверенные маршруты, потому что новая информация - обычно очередной стресс.

Причем проверенные маршруты - это буквально. Даже небольшое изменение дороги к привычному магазину работает на улучшение общих возможностей памяти. А представьте, что делает с её развитием изучение новой профессии или, скажем, нового языка. (А ещё снижается риск Альцгеймера)

🎓Однако склонность к ассоциативности памяти может играть с нами злую шутку - новая информация, если не может привязаться к уже имеющейся, крайне плохо запоминается. Это как заставить пятиклассника разобраться в косинусах -> нет понимания ->нет ассоциаций -> нет базы -> нет понимания необходимости информации и ,следовательно, нет позитивного подкрепления дофамином.

"Чтобы понять, насколько ты разбираешься в теме, попробуй объяснить её ребенку"
"Чтобы понять, насколько ты разбираешься в теме, попробуй объяснить её ребенку"

💊Именно из-за нарушений ассоциативности возникает иллюзорное ощущения понимания при "зубрежке", а по факту это все еще промежуточная память, пусть и растянутая на дни и недели, но так и не запустившая рост новых нейронных связей.

Вторая проблема долгосрочной памяти - эмоции, завязанные на воспоминаниях. Мы склонны наделять теми же испытанными эмоциями сходные ситуации, совершенно игнорируя контекст. С этим хорошо знакомы психологи, работающие с психологическими травмами.

Для примера можно представить клаустрофобию, боязнь замкнутых пространств. Для обычных людей лифт не опасен, а для страдающего этим заболеванием, ассоциация с опасностью и потерей контроля срабатывает каждый раз, не важно, есть ли реальная опасность.

Некоторые мифы про память.

1.🤯Вспомнить что-то, что никогда не знал - невозможно, так что бить себя по голове, надеясь на изучение испанского языка, не стоит.

2.🖌Забытые воспоминания не восстанавливаются. Менее значимые и неактуальные воспоминания просто теряют завязанную на них ассоциацию, менее значимые детали и теряются на фоне более ярких образов.

Однако, если рассматривать сотрясение, инсульт, энцефалит или другие поражения мозга, затронутая в процессе болезни память может вернуться частично, или даже исказиться, из за измененных шаблонов активности нейронов.

Всё то, что видит мозг для него реально. Поэтому все измененные воспоминания вполне себе воспринимаются объективно. Шизофрения и искажения прошлого передают свой привет.

3.🩺Отсюда же невозможность восстановления воспоминаний препаратами.

Именно такого эффекта ждут некоторые пациенты от капельниц и лечения в стационаре...
Именно такого эффекта ждут некоторые пациенты от капельниц и лечения в стационаре...

Медикаментозные препараты работают на память, но опосредованно, то есть облегчают переход их краткосрочной памяти в долгосрочную, усиливают яркость вспоминаемых образов.

4💉.Большая часть проблем с памятью завязана на дефиците дофамина и недостаточной субъективной важностью информации, более актуальными стимулами в моменте (вспоминаем про СДВГ выше), из за которых переход в долгосрочную память не актитвируется.

5.🎓Сложности с усвоением нового материала чаще всего завязаны не на проблему с памятью напрямую, а с непониманием цели данного запоминания (отсутствие дофаминового подкрепления) а также с дефицитом базовых знаний (нарушение ассоциативности и нарушение закрепления материала)

Буду рад видеть всех на своем ТГ-канале https://t.me/peoplenervesandspine