Найти в Дзене
Ecoidea.me

Как работает и производит трендовые продукты городская ферма в Борисовe

Оглавление

Сити-ферма Rootland – маленькое борисовское хозяйство замкнутого цикла. Здесь выращивают зелень, пищевые цветы, пряные травы, микрозелень, проростки, овощи, а также разводят кур и кроликов. В Rootland царит порядок и спокойствие, а каждое растение само выбирает, где ему комфортно расти.

Почему дождевые черви сами приползают на сити-ферму

Еще десять лет назад Ирина Рутковская была педагогом и не представляла, что будет работать на земле. В детстве дни на даче не казались чем-то увлекательным, а сегодня у Ирины и ее супруга Андрея не просто дача, а самая настоящая ферма.

Ирина Рутковская

-2
-3

Семья Рутковских начала с разведения кроликов и кур племенных пород. Одно из подсобных помещений дачи переоборудовали под крольчатник, соорудили вольеры, переложили пол – стремились создать для животных лучшие условия. Первая порода кролика, с которой работали на ферме, – это венский голубой. Чуть позже у хозяев появились такие породы как французский баран, бургундский, полтавское серебро - их разводят до сих пор.

Из пород кур на сити-ферме можно встретить виандот серебро, лососевую фавероль, легбар и китайскую шелковую.

-4

Новорождённый кролик

-5

Три года у нас были только кролики и куры, - рассказывает Ирина. - С кроликами мы участвовали в выставках, часто занимали призовые места. Постепенно я начала пытаться что-то сажать в огороде, но не получалось: почва сухая, влагу не впитывает. Много экспериментировала с растениями и грядками, но по-настоящему выращивать что-то на земле стали, когда появился свой компост: результат был виден сразу. Мы наблюдали, как дождевые черви сами ползли к нам на участок, растения стали лучше развиваться.

На сити-ферме налажен замкнутый цикл: здесь нет понятия отходов. Помет животных, растительные остатки используются для компоста, которым потом удобряют огород. Животных докармливают своей же зеленью, овощами. На ферме не применяют химические средства, только компост и биогумус, на зиму высевают сидераты – зёленые растения, которые насыщают почву полезными элементами. По словам Ирины, на участке почва намного более плодородная, чем у соседей.

-6

Компост

-7
-8

В тренде микрозелень и съедобные цветы

Сити-ферма Rootland известна своей микрозеленью, но к этому направлению Ирина пришла не сразу. Начинала с более стандартных культур: лука, петрушки, зелени – и постепенно изучала тренды, следила за фермерами-блогерами. Микрозелень оказалась самым подходящим бизнесом, который не требует физического труда, при этом позволяет выращивать полезную продукцию. Сегодня на ферме производят разные виды микрозелени, включая горох, подсолнечник, рукколу, кресс-салат, редис, брокколи, горчицу и другие, а также делают проростки.

Микрозелень производится в доме на участке. Семья своими силами оборудовала комнату, где установлены стеллажи с искусственным светом и постоянно поддерживается необходимая температура для растений. Преимущество микрозелени – быстрый цикл роста: получить готовый урожай можно уже через 5-12 дней в зависимости от культуры. Побеги растений срезаются или продаются сразу в боксах, как только появилось два семядольных листочка.

-9
-10
-11

Особым спросом микрозелень пользуется у ресторанов. Ее добавляют в салаты, омлеты, бутерброды, подают к основным блюдам, а также как отдельную закуску. Еще одно преимущество – микрозелень доступна круглый год, а значит можно планировать ее использование в постоянном меню. Ирина на постоянной основе сотрудничает с пятью ресторанами, которые находятся в Минске, Борисове и Жодино. Круглый год сити-ферма поставляет туда микрозелень и пищевые цветы, а в сезон еще добавляется свежая зелень.

С ресторанами мы начали сотрудничать постепенно, посещали выставки HoReCa в Минске, рассказывали про свой бренд. Уже на первой выставке нами заинтересовались клиенты, - делится Ирина. – За время работы я поняла, что важно также прислушиваться к клиентам, их потребностям. Многие продукты у нас появились именно по запросам покупателей. Если клиент что-то хочет, то нужно сделать. Для меня это точка роста. Например, так у нас появился костный бульон, который мы и сами едим. Безотходное производство получается.

Микрозелень, как и другие продукты фермы, приобретают не только рестораны, но и обычные покупатели. Раз в неделю продукты можно заказать с доставкой в Минск. А если хочется попробовать вырастить микрозелень самим, то здесь же можно заказать набор для выращивания.

-12

Еще одно трендовое направление, которым занимаются на сити-ферме Rootland, – это съедобные цветы. Здесь можно найти цветущую календулу, виолу, настурцию, пеларгонию, портулак, бораго и многие другие цветы..

Когда узнала, что цветы едят, очень удивилась. Потом стала исследовать вопрос и оказалось, что испокон веков цветы употребляют в пищу. Вообще, работая в сельском хозяйстве, я постоянно нахожусь в состоянии познания, радуюсь находкам, экспериментам. Для меня работа на ферме – это то дело, которое наполняет энергией, а не отбирает. С цветами тоже так получилось: узнавала свойства каждого, какие вещества содержатся, как употребляют, мне это безумно интересно.

-13
-14

Рестораны также охотно выставляют цветы. Ими украшают блюда, добавляют в коктейли, салаты. Цветы не только создают более эстетичный вид, но и добавляют особые вкусовые свойства блюдам. Например, цветы виолы имеют сладковатый вкус, их часто добавляют в десерты, а вот цветы бегонии, наоборот, имеют выраженную кислинку и могут подчеркнуть вкус салата или закусок.  Рестораны часто сами выставляются требования, какие им нужны цветы, какого размера, зависит от блюд, где они будут применяться. Микрозелень растущая в боксах 18x11 см (горох, руккола, горчица, брокколи, клвекр, редис, подсолнечник, кресс-салат) - 5 byn, проростки 50 гр (маш, люцерна, брокколи) - 4 byn, пищевые цветы 20-22 шт (бегония, каландива, пеларгония, примула, виола, настурция, гвоздика, календула, бораго, тагетис) - 5 byn, пряная морская соль 100 гр (чесночная, лимонная, грибная, янтарная, "песто") - 7 byn. Доставка осуществляется в Минск, Борисов, Смолевичи, Жодино.

Ирина занимается также выращиванием пряных трав, таких как базилик и орегано. На огороде размером 4 сотки находятся две теплицы, где в сезон выращиваются помидоры, огурцы, а на высоких грядках на улице можно найти кейл и разные виды салатов. Кроме этого, Ирина вручную делает несколько видов пряных ароматических солей.

-15

Основу продаж на сити-ферме составляет микрозелень, ее Ирина производит круглый год и спрос есть всегда - как со стороны ресторанов, так и других покупателей.

Если хочется больших денег, то не стоит идти в сельское хозяйство. Но, и здесь можно себя обеспечивать, при этом имея свое дело и свободный график. Совсем не нужно огромных территорий. Мы не планируем расширяться, а скорее увеличивать эффективность фермы, вводить более “прибыльные” культуры: орегано и специи. Например еще больше заниматься направлением пряных трав и специй, – делится Ирина.

Когда работа  – это образ жизни

Для Ирины сити-ферма – это не просто работа, а образ жизни. Но и здесь можно себя достойно обеспечить. Она приезжает на ферму два раза – утром и вечером –, чтобы сделать все дела по хозяйству, а день проводит дома за коммуникацией с клиентами. Ирина сама выстраивает все процессы, сама производит, сама занимается продвижением и продажами, при этом чувствует себя комфортно и свободно.

-16
-17

– Я никогда не думала, что стану фермером. И тем более, не ожидала, что попаду в интереснейшее сообщество и встречу столько единомышленников, которые производят полезные продукты. Мы общаемся, обмениваемся опытом, покупаем друг у друга продукцию и делимся советами. Это дает мотивацию продолжать свое дело и развивать его. Самое важное – заниматься тем, к чему лежит душа.

Если вы только ищете свой путь в сельском хозяйстве, то почитайте советы от Ирины, на что стоит обратить внимание:

  1. Выберите направление, которое будет приносить удовольствие. Часто сельское хозяйство – это не про большую прибыль, а работать нужно много.
  2. Начните с маленьких объемов, чтобы изучить спрос и одновременно понять, насколько вам комфортно работать с определенной культурой/животным.
  3. Одновременно начинайте развивать свой бренд, выстраивать стратегию маркетинга. Предлагайте ваш продукт, даже если его еще совсем мало. Возможно, когда будет много, окажется, что он никому не нужен.
  4. Анализируйте запросы клиентов и делайте выводы. Один вопрос от покупателя может стать вашей точкой роста.
-18