Сити-ферма Rootland – маленькое борисовское хозяйство замкнутого цикла. Здесь выращивают зелень, пищевые цветы, пряные травы, микрозелень, проростки, овощи, а также разводят кур и кроликов. В Rootland царит порядок и спокойствие, а каждое растение само выбирает, где ему комфортно расти.
Почему дождевые черви сами приползают на сити-ферму
Еще десять лет назад Ирина Рутковская была педагогом и не представляла, что будет работать на земле. В детстве дни на даче не казались чем-то увлекательным, а сегодня у Ирины и ее супруга Андрея не просто дача, а самая настоящая ферма.
Ирина Рутковская
Семья Рутковских начала с разведения кроликов и кур племенных пород. Одно из подсобных помещений дачи переоборудовали под крольчатник, соорудили вольеры, переложили пол – стремились создать для животных лучшие условия. Первая порода кролика, с которой работали на ферме, – это венский голубой. Чуть позже у хозяев появились такие породы как французский баран, бургундский, полтавское серебро - их разводят до сих пор.
Из пород кур на сити-ферме можно встретить виандот серебро, лососевую фавероль, легбар и китайскую шелковую.
Новорождённый кролик
– Три года у нас были только кролики и куры, - рассказывает Ирина. - С кроликами мы участвовали в выставках, часто занимали призовые места. Постепенно я начала пытаться что-то сажать в огороде, но не получалось: почва сухая, влагу не впитывает. Много экспериментировала с растениями и грядками, но по-настоящему выращивать что-то на земле стали, когда появился свой компост: результат был виден сразу. Мы наблюдали, как дождевые черви сами ползли к нам на участок, растения стали лучше развиваться.
На сити-ферме налажен замкнутый цикл: здесь нет понятия отходов. Помет животных, растительные остатки используются для компоста, которым потом удобряют огород. Животных докармливают своей же зеленью, овощами. На ферме не применяют химические средства, только компост и биогумус, на зиму высевают сидераты – зёленые растения, которые насыщают почву полезными элементами. По словам Ирины, на участке почва намного более плодородная, чем у соседей.
Компост
В тренде микрозелень и съедобные цветы
Сити-ферма Rootland известна своей микрозеленью, но к этому направлению Ирина пришла не сразу. Начинала с более стандартных культур: лука, петрушки, зелени – и постепенно изучала тренды, следила за фермерами-блогерами. Микрозелень оказалась самым подходящим бизнесом, который не требует физического труда, при этом позволяет выращивать полезную продукцию. Сегодня на ферме производят разные виды микрозелени, включая горох, подсолнечник, рукколу, кресс-салат, редис, брокколи, горчицу и другие, а также делают проростки.
Микрозелень производится в доме на участке. Семья своими силами оборудовала комнату, где установлены стеллажи с искусственным светом и постоянно поддерживается необходимая температура для растений. Преимущество микрозелени – быстрый цикл роста: получить готовый урожай можно уже через 5-12 дней в зависимости от культуры. Побеги растений срезаются или продаются сразу в боксах, как только появилось два семядольных листочка.
Особым спросом микрозелень пользуется у ресторанов. Ее добавляют в салаты, омлеты, бутерброды, подают к основным блюдам, а также как отдельную закуску. Еще одно преимущество – микрозелень доступна круглый год, а значит можно планировать ее использование в постоянном меню. Ирина на постоянной основе сотрудничает с пятью ресторанами, которые находятся в Минске, Борисове и Жодино. Круглый год сити-ферма поставляет туда микрозелень и пищевые цветы, а в сезон еще добавляется свежая зелень.
– С ресторанами мы начали сотрудничать постепенно, посещали выставки HoReCa в Минске, рассказывали про свой бренд. Уже на первой выставке нами заинтересовались клиенты, - делится Ирина. – За время работы я поняла, что важно также прислушиваться к клиентам, их потребностям. Многие продукты у нас появились именно по запросам покупателей. Если клиент что-то хочет, то нужно сделать. Для меня это точка роста. Например, так у нас появился костный бульон, который мы и сами едим. Безотходное производство получается.
Микрозелень, как и другие продукты фермы, приобретают не только рестораны, но и обычные покупатели. Раз в неделю продукты можно заказать с доставкой в Минск. А если хочется попробовать вырастить микрозелень самим, то здесь же можно заказать набор для выращивания.
Еще одно трендовое направление, которым занимаются на сити-ферме Rootland, – это съедобные цветы. Здесь можно найти цветущую календулу, виолу, настурцию, пеларгонию, портулак, бораго и многие другие цветы..
– Когда узнала, что цветы едят, очень удивилась. Потом стала исследовать вопрос и оказалось, что испокон веков цветы употребляют в пищу. Вообще, работая в сельском хозяйстве, я постоянно нахожусь в состоянии познания, радуюсь находкам, экспериментам. Для меня работа на ферме – это то дело, которое наполняет энергией, а не отбирает. С цветами тоже так получилось: узнавала свойства каждого, какие вещества содержатся, как употребляют, мне это безумно интересно.
Рестораны также охотно выставляют цветы. Ими украшают блюда, добавляют в коктейли, салаты. Цветы не только создают более эстетичный вид, но и добавляют особые вкусовые свойства блюдам. Например, цветы виолы имеют сладковатый вкус, их часто добавляют в десерты, а вот цветы бегонии, наоборот, имеют выраженную кислинку и могут подчеркнуть вкус салата или закусок. Рестораны часто сами выставляются требования, какие им нужны цветы, какого размера, зависит от блюд, где они будут применяться. Микрозелень растущая в боксах 18x11 см (горох, руккола, горчица, брокколи, клвекр, редис, подсолнечник, кресс-салат) - 5 byn, проростки 50 гр (маш, люцерна, брокколи) - 4 byn, пищевые цветы 20-22 шт (бегония, каландива, пеларгония, примула, виола, настурция, гвоздика, календула, бораго, тагетис) - 5 byn, пряная морская соль 100 гр (чесночная, лимонная, грибная, янтарная, "песто") - 7 byn. Доставка осуществляется в Минск, Борисов, Смолевичи, Жодино.
Ирина занимается также выращиванием пряных трав, таких как базилик и орегано. На огороде размером 4 сотки находятся две теплицы, где в сезон выращиваются помидоры, огурцы, а на высоких грядках на улице можно найти кейл и разные виды салатов. Кроме этого, Ирина вручную делает несколько видов пряных ароматических солей.
Основу продаж на сити-ферме составляет микрозелень, ее Ирина производит круглый год и спрос есть всегда - как со стороны ресторанов, так и других покупателей.
– Если хочется больших денег, то не стоит идти в сельское хозяйство. Но, и здесь можно себя обеспечивать, при этом имея свое дело и свободный график. Совсем не нужно огромных территорий. Мы не планируем расширяться, а скорее увеличивать эффективность фермы, вводить более “прибыльные” культуры: орегано и специи. Например еще больше заниматься направлением пряных трав и специй, – делится Ирина.
Когда работа – это образ жизни
Для Ирины сити-ферма – это не просто работа, а образ жизни. Но и здесь можно себя достойно обеспечить. Она приезжает на ферму два раза – утром и вечером –, чтобы сделать все дела по хозяйству, а день проводит дома за коммуникацией с клиентами. Ирина сама выстраивает все процессы, сама производит, сама занимается продвижением и продажами, при этом чувствует себя комфортно и свободно.
– Я никогда не думала, что стану фермером. И тем более, не ожидала, что попаду в интереснейшее сообщество и встречу столько единомышленников, которые производят полезные продукты. Мы общаемся, обмениваемся опытом, покупаем друг у друга продукцию и делимся советами. Это дает мотивацию продолжать свое дело и развивать его. Самое важное – заниматься тем, к чему лежит душа.
Если вы только ищете свой путь в сельском хозяйстве, то почитайте советы от Ирины, на что стоит обратить внимание:
- Выберите направление, которое будет приносить удовольствие. Часто сельское хозяйство – это не про большую прибыль, а работать нужно много.
- Начните с маленьких объемов, чтобы изучить спрос и одновременно понять, насколько вам комфортно работать с определенной культурой/животным.
- Одновременно начинайте развивать свой бренд, выстраивать стратегию маркетинга. Предлагайте ваш продукт, даже если его еще совсем мало. Возможно, когда будет много, окажется, что он никому не нужен.
- Анализируйте запросы клиентов и делайте выводы. Один вопрос от покупателя может стать вашей точкой роста.