Найти тему
Александр Киселёв

Итоги ЕГЭ-2024 по информатике

Вот и закончились все возможные волны ЕГЭ-2024 по информатике, можно подвести итог. Общее ощущение – в этом году большинство сдало хуже, чем рассчитывали. Там, где на пробниках ученикам удавалось набрать 80+, на экзамене получалось 60 - 70. Чтобы разобраться, почему так произошло, вспомним варианты, которые ФИПИ подсунуло выпускникам на экзаменах.

7 июня – большая часть заданий стандартная, но не все.

7-е задание – немного необычная формулировка.

11-е задание, на алфавитный подход, ставило нестандартный вопрос в формулировке.

14-е задание было ещё более необычно, прототип не новый, но ранее в КИМ-ах экзамена не замеченный.

15-е задание стандартное, но на отрезки (которые учили далеко не все).

22-е задание на асинхронные потоки пусть и несложную, но не совсем стандартную формулировку.

24-е задание не новое, но трудное, на replace-ах не решалось.

25-е задание впервые за два года изменилось, и требовало работу с делителями числа, а не с маской.

27-е на подпоследовательности, но с чуть измененной формулировкой. Сложность адекватная.

В целом, вариант сложнее демоверсии, но решаемый. Задания, перечисленные выше, определенно могли вызвать проблемы у тех, кто готовился решать по шаблонам.

8 июня будущих абитуриентов ждал ещё более неприятный вариант.

7, 14 и 25-е задания были похожи на первый день, то есть, могли вызвать проблемы у шаблонщиков.

11-е задание – определить минимально возможную мощность алфавита, либо минимальную длину идентификатора. Необычно, и уверен, многие потеряли балл из-за этой формулировки.

13-е задание – неприятное, нужно по IP-адресу и маске подсчитать количество адресов в сети, где количество единиц в двоичном представлении кратно трём. Не двум, а именно трём. Не решается аналитически за адекватное время, только программным перебором.

15 – гибрид задачи на поиск делителей и отрезки. Легкая, но не шаблонная.

22-е задание – ребусы в формулировке: «время завершения каждого процесса минимально». Уверен, все, кто эту задачу не решил, споткнулись именно об формулировку. Почему нельзя было написать по-человечески, что каждый процесс стартует сразу после завершения всех зависимых, я не знаю.

24 – новый прототип, найти максимальную длину корректного арифметического выражения, среди десятичных цифр и символов -, * (вычитания и сложения). Трудное задание.

27 – было несколько типов задач. Причём, часть из них была похожа на задачи первого дня, а другая часть – нет. И та задача, которая «нет», она была настоящим гробом. Почему так, за что участники получили такую лотерею – остаётся только гадать.

По итогу, вариант был сложнее первого дня. Я понимаю, авторы рассчитывали, что сдающие готовятся к заданиям первого дня, но 22-я было, на мой взгляд, слишком.

19 июня, резервный день. Общее впечатление – как второй день основной волны, за исключением одной задачи. Кстати, в этот день я сам сдавал экзамен.

11 – снова поиск «минимальной длины» идентификатора / номера / алфавита

13 – снова адекватное решение только кодом, аналитически подсчитать ответ трудно

22 – снова ребусы в задании

24 – Гроб. Найти самую длинную последовательность, образующую правильное арифметическое выражение, среди десятичных цифр и символов +, *, со значением, равным нулю. То есть, задача почти как во второй день основной волны. Она и в предыдущей вариации не то чтобы лёгкой была, но теперь стала ещё сложнее.

27 - усложненное задание второго дня, две подпоследовательности вместо одной.

В этот день я сам сдавал экзамен, и набрал 90 баллов. Ошибки допустил в 22, 24, 25 и не успел решить 27B. Главная моя ошибка была в трате целого часа времени на решение 24-й, которую правильно решить так и не удалось, за это время лучше бы сделал выверку других задач, и нашел ошибку в 22 и 25-й задачах, либо подумал над 27B. Общее ощущение – пусть авторы 24-й задачи подавятся баллами, которые дети на ней потеряли.

4 июля, пересдача. Всё тоже самое, что и резерв, но адекватная формулировка 22-го задания + 27-я не похожа на предыдущие дни. 24-я такая же ублюдочная, как и на резервный день. Но, т.к. ни одного нового прототипа (кроме 27-й, но это норма) на пересдаче не было, то, на мой взгляд, сложность варианта была адекватной, на уровне варианта первого дня.

Выводы.

1) Учить только шаблоны – плохо.

2) Некоторые задания имели более приятные постановки вопроса, чем в предыдущий год. Думаю, ФИПИ заметили, что процент решения задач № 5, 9, 12 так называемого «базового уровня сложности» заметно проседает, относительно других задач, и сделали их попроще. Вот и славно.

3) 100-бальников будет в разы меньше, чем в предыдущем году. И большая их часть придётся на первый день, там был самый нормальный вариант. Остальных просто зарубили. Зачем ФИПИ так поступают – вопрос вне моей компетенции. Возможно, пытаются таким образом направить людей на сдачу физики вместо информатики, но это догадки.

4) Пересдавать – не ошибка. Не слушайте учителей-предметников и завучей, отговаривающих от пересдачи. Многие, сдававшие во второй день, сдали на 60 – 70 баллов, хотя на пробниках было 80+. И на пересдаче было проще, все прототипы задач уже были известны. У меня есть ученик пришедший специально для подготовки к пересдаче- набрал 48 баллов во второй день, и он уверен, что набрал на пересдаче 70+. Результаты будут около 15 июля, ждём.