Когда у меня ребенок стал хоть как-то читать первые слова и записывать слоги на слух, возник вопрос: что писать и что читать.
Недавно узнала, что мы читаем не по слогам, а по складам ( я как бы подозревала, что это не слоги, но нужного слова не знала). Склад - это наименьшая частица чтения. Это всё из методики Зайцева. Прочитала про методику, мне понравилось, нам бы помогло. Поэтому, если Вы в начале пути, присмотритесь, там не просто кубики. Мне лично не нравятся кубики - много вещей на столе отвлекают ребенка, и мне тяжелее вывести занятие в нужно русло. Но точно, что, если б я внимательно ознакомилась с методикой, мне б это очень помогло. Вообщем, читаем мы по складам, получается..
Лично для меня в слоге выделяются склады, где две буквы звучат вместе иначе, чем отдельно ( МО, НЕ, ЛЬ). То есть с мягким знаком это тоже склад, ребенку нужно мысленно произвести определенные действия, чтоб звучало верно, а не просто назвать буквы. И отдельные буквы - тут думать не надо. То есть, слово КО-Т - это две единицы, одна сложная, одна простая. А в слове КА-МЕ-НЬ - три сложные единицы. Поэтому слова мы читаем от простых к сложным.
Что читать-то? Накупила книг, слова - лодочки еще как-то, но там слова вперемешку. И тут возникла постепенно следующая модель ежедневного чтения.
1. Слоги в разнобой на все согласные, гласные вперемешку и с мягким знаком. Я не понимаю, как это работает, но мой ребенок с проблемами памяти постепенно запоминает листок со слогами. Назвать на память - не назовет естественно, но читать будет с каждым разом всё лучше, а потом и не читать, а вспоминать. Поэтому странички регулярно обновляю.
2. Слова. Вначале самые простые, потом подумала, что можно-то и речь развивать - сейчас упор на 5 буквенные слова со стечение согласным в середине. Дочка как раз их плохо говорит ( ложка - говорит "лошак", вилка, репка ...). Потом стала делать странички на определенные темы. Например, посуда - вилка- ложка-чашка - кружка.. то есть тут слова разные, но близкие по сложности. Обратите внимание, картинки справа в разнобой, а то запомнит.
То есть чтение открывает нам возможность прорабатывать те проблемы произношения, которые мы имеем. Не может ребенок деревья запомнить - пишем их, благо, слова не сложные. Проблемы с простыми глаголами - отдельные странички на глаголы. Проблемы стечения согласных - страничка с такими словами.
Мы как бы и читаем, и речь развиваем. Это просто "золотое дно", к которому мы так долго шли.
3. Грамматика. У моего ребенка нет окончаний слов, глаголы не меняются по времени, не спрягаются..Нет совсем. Решила с чего-то начать. Пишу 4-5 предложений:
- Я "делаю" что-то. (Я варю борщ, я ем суп, я пью компот)
- Далее 2-3 предложение в 3м лице ед. числа с разными именами ( Вася варит щи, Маша варит уху...)
- Мы "делаем" что-то. (Мы варим суп). Обобщающее понятие может быть сложным ( например, "напитки"), тут я помогаю читать.
Глагол на странице один и тот же с разными окончаниями. Дополнение всегда разное. Имена не повторяются.
Внизу рисую картинку. Можно рисовать либо человечков, которые делают, либо просто сами дополнения (например, виды супов), если ребенок понимает значения глаголов. Когда мы прочитали "с горем пополам" ( при чтении делаю упор на окончании глаголов), начинаю опрос.
Вопросы бывают двух типов: к подлежащему и к дополнению.
1. Кто варит уху? Кто варит борщ? Тут я рукой обвожу все слова справа - где нужное слово? Ребенок находит слова, затем двигаю пальцем к началу предложения и указываю на нужное имя - ребенок отвечает.
2. Что варит Маша? Тут все также, только ищем слово слева и идем направо.
В конце повторяем подлежащее и сказуемое, делая упор на окончании глагола.
Эта третья часть родилась от советов нашего логопеда - задавать ребенку к каждому члену предложению. Устно шло плохо, а с чтением просто на ура. Ребенок учиться работать с текстом, искать в тексте ответы. Это на самом деле дает большой толчок при наших проблемах.
Письмо.
Письмо разделилось на две части:
- пишем крючки и палочки в тетрадке с косой линейкой для первоклашек. Идёт прямо очень тяжело, пишем по три строчки, а потом либо аппликация, либо раскраска.
- собственно письмо печатными буквами в тетради в клетку А4.
Первая строка высотой 2 клетки - пишем слоги. Написали - запоминаем 2 ( тут у нас прогресс - оба запоминает сразу), добавляю третий слог - повторяем..и уже в большинстве случаев получается три слога запомнить.
Другие строки высотой 3 клетки с промежутками в две клетки.
Пишем то же самое, что и в части 3 на чтении. Отлично, если написали это, а потом вечером еще и прочитали то же самое. Только тут у нас чаще Я, мама, папа, мы.
Учим, что есть предложения, вначале большая буква, в конце точка. Тут я не напираю, просто говорю: большая буква..а тут точка.
Когда написали, делаем разбор. Мне нужно было, чтобы дочка как- то выделяла ответы на вопросы, и я подумала, зачем изобретать велосипед.
Вначале задаю вопрос к подлежащему, находим нужное предложение и подчеркиваем одной красной линией. Затем вопрос к сказуемому - подчёркиваем двумя синими линиями, затем к дополнению, подчеркиваем зеленой прерывистой. Раньше я давала и предложения с обстоятельством, сейчас решила, что не надо путать. Вначале пусть поймет про дополнения, потом про обстоятельства.
В целом, я вижу, что чтение ( даже еще плохое) открывает огромный путь развития, но материал приходится делать самостоятельно. Можно и распечатывать, конечно, но я очень советую научиться делать быстро простейшие рисунки.