Найти тему

Развитие речи через чтение и письмо (часть 4. первые предложения).

Когда у меня ребенок стал хоть как-то читать первые слова и записывать слоги на слух, возник вопрос: что писать и что читать.

Недавно узнала, что мы читаем не по слогам, а по складам ( я как бы подозревала, что это не слоги, но нужного слова не знала). Склад - это наименьшая частица чтения. Это всё из методики Зайцева. Прочитала про методику, мне понравилось, нам бы помогло. Поэтому, если Вы в начале пути, присмотритесь, там не просто кубики. Мне лично не нравятся кубики - много вещей на столе отвлекают ребенка, и мне тяжелее вывести занятие в нужно русло. Но точно, что, если б я внимательно ознакомилась с методикой, мне б это очень помогло. Вообщем, читаем мы по складам, получается..

Лично для меня в слоге выделяются склады, где две буквы звучат вместе иначе, чем отдельно ( МО, НЕ, ЛЬ). То есть с мягким знаком это тоже склад, ребенку нужно мысленно произвести определенные действия, чтоб звучало верно, а не просто назвать буквы. И отдельные буквы - тут думать не надо. То есть, слово КО-Т - это две единицы, одна сложная, одна простая. А в слове КА-МЕ-НЬ - три сложные единицы. Поэтому слова мы читаем от простых к сложным.

Что читать-то? Накупила книг, слова - лодочки еще как-то, но там слова вперемешку. И тут возникла постепенно следующая модель ежедневного чтения.

1. Слоги в разнобой на все согласные, гласные вперемешку и с мягким знаком. Я не понимаю, как это работает, но мой ребенок с проблемами памяти постепенно запоминает листок со слогами. Назвать на память - не назовет естественно, но читать будет с каждым разом всё лучше, а потом и не читать, а вспоминать. Поэтому странички регулярно обновляю.

-2

2. Слова. Вначале самые простые, потом подумала, что можно-то и речь развивать - сейчас упор на 5 буквенные слова со стечение согласным в середине. Дочка как раз их плохо говорит ( ложка - говорит "лошак", вилка, репка ...). Потом стала делать странички на определенные темы. Например, посуда - вилка- ложка-чашка - кружка.. то есть тут слова разные, но близкие по сложности. Обратите внимание, картинки справа в разнобой, а то запомнит.

-3

То есть чтение открывает нам возможность прорабатывать те проблемы произношения, которые мы имеем. Не может ребенок деревья запомнить - пишем их, благо, слова не сложные. Проблемы с простыми глаголами - отдельные странички на глаголы. Проблемы стечения согласных - страничка с такими словами.

-4

-5

Мы как бы и читаем, и речь развиваем. Это просто "золотое дно", к которому мы так долго шли.

3. Грамматика. У моего ребенка нет окончаний слов, глаголы не меняются по времени, не спрягаются..Нет совсем. Решила с чего-то начать. Пишу 4-5 предложений:

  1. Я "делаю" что-то. (Я варю борщ, я ем суп, я пью компот)
  2. Далее 2-3 предложение в 3м лице ед. числа с разными именами ( Вася варит щи, Маша варит уху...)
  3. Мы "делаем" что-то. (Мы варим суп). Обобщающее понятие может быть сложным ( например, "напитки"), тут я помогаю читать.

Глагол на странице один и тот же с разными окончаниями. Дополнение всегда разное. Имена не повторяются.

-6

-7

Внизу рисую картинку. Можно рисовать либо человечков, которые делают, либо просто сами дополнения (например, виды супов), если ребенок понимает значения глаголов. Когда мы прочитали "с горем пополам" ( при чтении делаю упор на окончании глаголов), начинаю опрос.

-8

Вопросы бывают двух типов: к подлежащему и к дополнению.

1. Кто варит уху? Кто варит борщ? Тут я рукой обвожу все слова справа - где нужное слово? Ребенок находит слова, затем двигаю пальцем к началу предложения и указываю на нужное имя - ребенок отвечает.

2. Что варит Маша? Тут все также, только ищем слово слева и идем направо.

В конце повторяем подлежащее и сказуемое, делая упор на окончании глагола.

Эта третья часть родилась от советов нашего логопеда - задавать ребенку к каждому члену предложению. Устно шло плохо, а с чтением просто на ура. Ребенок учиться работать с текстом, искать в тексте ответы. Это на самом деле дает большой толчок при наших проблемах.

Письмо.

Письмо разделилось на две части:

  • пишем крючки и палочки в тетрадке с косой линейкой для первоклашек. Идёт прямо очень тяжело, пишем по три строчки, а потом либо аппликация, либо раскраска.
  • собственно письмо печатными буквами в тетради в клетку А4.

Первая строка высотой 2 клетки - пишем слоги. Написали - запоминаем 2 ( тут у нас прогресс - оба запоминает сразу), добавляю третий слог - повторяем..и уже в большинстве случаев получается три слога запомнить.

Другие строки высотой 3 клетки с промежутками в две клетки.

Пишем то же самое, что и в части 3 на чтении. Отлично, если написали это, а потом вечером еще и прочитали то же самое. Только тут у нас чаще Я, мама, папа, мы.

Учим, что есть предложения, вначале большая буква, в конце точка. Тут я не напираю, просто говорю: большая буква..а тут точка.

Когда написали, делаем разбор. Мне нужно было, чтобы дочка как- то выделяла ответы на вопросы, и я подумала, зачем изобретать велосипед.

Вначале задаю вопрос к подлежащему, находим нужное предложение и подчеркиваем одной красной линией. Затем вопрос к сказуемому - подчёркиваем двумя синими линиями, затем к дополнению, подчеркиваем зеленой прерывистой. Раньше я давала и предложения с обстоятельством, сейчас решила, что не надо путать. Вначале пусть поймет про дополнения, потом про обстоятельства.

-9

-10

В целом, я вижу, что чтение ( даже еще плохое) открывает огромный путь развития, но материал приходится делать самостоятельно. Можно и распечатывать, конечно, но я очень советую научиться делать быстро простейшие рисунки.