Найти в Дзене
Друг для друга Курск

Легендарная стройка в судьбах многих курян

Оглавление

Десятки комсомольцев из Курской области стали участниками легендарной стройки. Первый отряд наших земляков отправился на Байкало-Амурскую магистраль в 1975 году. Но были среди первопроходцев и куряне в составе других трудовых десантов.

Самый первый организованный отряд комсомольцев-добровольцев со всего Советского Союза отбыл с Ярославского вокзала Москвы на строительство БАМа 27 апреля 1974-го прямо с XVII съезда ВЛКСМ.

Как вспоминали его участники, было большой честью ехать на БАМ в составе первого отряда. Он собрал 608 представителей всех союзных и автономных республик, крупных краев и областей СССР.

«За туманом и романтикой тайги...»

«Огромная ответственность легла на наши плечи. Мы знали, что новая стройка имеет огромное значение для страны. БАМ должен прорезать вековую тайгу и поставить на службу Родине природные богатства огромной территории в 1,3 миллиона квадаратных километров, – писали позднее первые бамовцы. – На съезде мы дали клятву проложить стальной путь от Байкала до Амура. Помним, как звонкое эхо прокатилось по залу от наших слов «Клянемся! Клянемся! Клянемся!» В дальний путь наш отряд провожала вся страна. Спецпоезд делал остановки на крупных станциях, всюду шли митинги. Нам крепко жали руки, незнакомые люди обнимали нас, говорили, что мы – герои, что нами гордятся! Мы понимали: страна выдала нам огромный аванс, нужно оправдать доверие. И свое слово сдержали: построили Байкало-Амурскую магистраль!»

Когда ЦК КПСС и Совет министров СССР постановили построить железнодорожную магистраль от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре, объявили призыв молодежи на Всесоюзную ударную стройку. Добровольцы Курской областной комсомольской организации выехали на БАМ в составе ударного комсомольского отряда.

Татьяна Назарова из Курска после 10 классов школы пришла на аккумуляторный завод. В 1975-м отправилась по комсомольской путевке строить БАМ. «Работала монтёром пути, зимой – кочегаром. Жили в палатках. После работы сами строили общежитие, клуб, – цитировала ее «Курская правда». – Романтика – это прежде всего трудности, проверка на прочность характеров». В 1977 году вернулась на «Аккумулятор». В литейном цехе работал ее будущий муж Павел, тоже бамовец.

«В ту пору звонкое слово «БАМ» вовсю гремело по стране: газеты, радио, ТВ вещали о великой магистрали, – рассказывала изданию «Гудок» курянка Александра Андриенок, в 1975 году добровольно поехавшая на Байкало-Амурскую магистраль. – Комсомольские отряды один за другим присоединялись к стройке века».

-2

«И уходит в тревожную даль наша магистраль...»

Нина Литвин также прилетела на БАМ из Курской области 15 июня 1976 года. Собиралась пару лет поработать поваром, да так и осталась жить в Сибири.

«Молодая была, шустрая. К 25 годам – повар 5-го разряда в столовой на строящейся Курской АЭС. Родственники позвали на БАМ: мол, заработаешь на машину и уедешь обратно. Мама отпускать не хотела, боялась, – вспоминала Нина Романовна. – Добиралась на самолете из Курска до Иркутска, потом до села Казачинское. Как глянула, расплакалась – деревня деревней! В Курской области домики красивые, побеленные, палисадники в каждом дворе, не то что в Сибири. Дальше нужно ехать на машине, а потом через речку Киренгу на моторной лодке. Снова расплакалась, страшно было. В Магистральном жили в вагончиках. Были построены столовая, клуб, школа. Брат с женой и детьми занимали полвагончика, тесновато вместе». О ветеране и ударнице труда, награжденной медалью за строительство БАМа, писала «Областная газета».

«Однажды шла по слякоти домой с работы и так в грязи завязла, что не могла вытащить ноги. Вытащила один сапог, а второй остался на дороге, – рассказывала нашим иркутским коллегам Нина Литвин. – Вскоре познакомилась с будущим мужем – он работал водителем, приехал на БАМ из Комсомольска-на-Амуре. Поженились, родили двоих детей. Успевала все: была поваром-бригадиром, заведующей производством, наставником, несла общественную нагрузку председателя месткома, а еще с семейными заботами справлялась и посещала хоровую студию – я же курский соловей».

Великая стройка прочно вошла в советскую и российскую культуру. О БАМе писали не только статьи и книги, снимали кино. Магистрали от Байкала до Амура посвящено множество песен. Например, «Мой адрес – Советский Союз», «До отправленья поезда», «Дорога железная», «Наша магистраль», «За туманом», «Это ты, наша молодость», «Строим БАМ», «Байкал – Амур», «Марш БАМ»...

Байкало-Амурская магистраль оказалась чем-то гораздо более масштабным и значимым, чем просто советский транспортный проект... В 1980-е она превратилась в настоящий мировой феномен – протянувшаяся среди хребтов Сибири железная дорога протяжённостью свыше 4 тысяч километров! Суровый климат вынуждал участников стройки проявлять свои лучшие человеческие качества, своевременно реагировать на непредвиденные трудности и эффективно их решать.

Поддержать строителей приезжали артисты со всего Советского Союза. Даже знаменитый американский певец Дин Рид побывал летом 1979 года на БАМе, снялся в фильме «Я желаю вам счастья».

Подготовил Сергей МАТВЕЕВ, фото из ГАОПИ Курской области

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1551/new/019355/.

Архив статей газеты ~ № 28 (1551) 9 июля ~ 2024 год.