Найти тему
Белорус и Я

Тайны, легенды и символы Фарного костёла

Продолжаем наше путешествие по Несвижу и его жемчужине – Фарному костёлу Наисвятейшего Божьего Тела. На этот раз мы узнаем, что скрывают потрясающие по своей красочности фрески Храма

Код Несвижского костёла, 5 серия

Как и раньше, в путешествии нас будет сопровождать настоящий эксперт, старший научный сотрудник ГУ НИКМЗ «Несвиж» Сергей ЧИСТЯКОВ

Надгробия на языке символов

Доброго времени суток, дорогие друзья!

В прошлый раз мы с вами узнали о том, что интересного скрывает в себе фресковый цикл знаменитого костёла в Несвиже. Пришло время обратиться к скульптурной составляющей этого уникального храма.

Несвижский фарный костёл
Несвижский фарный костёл

Вы, конечно же, можете усомниться, может ли быть что-то интересное в храмовой скульптуре для человека, совершенно далёкого от этой тематики. Однако, поверьте, скульптура в храмах это далеко не только многочисленные изображения похожих друг на друга святых!

В несвижском храме, помимо традиционных изображений святых, которых, кстати, совсем немного, присутствуют уникальные алтари, надгробия с массой интереснейших, и порой душераздирающих эпитафий. Здесь можно встретить барочные стихи начала XVII столетия, автографы мраморных дел мастеров из Венеции, странные падающие колонны, и множественную символику, дополняющую латинские инскрипции.

Алтари

В первую очередь к скульптурной составляющей можно отнести алтари. В несвижском костёле насчитывается семь монументальных алтарей, и у каждого из них своя история.

Самым древним из алтарей храма является алтарь Христа, который ещё иногда называют Княжеским алтарём.

Алтарь Христа иногда называют Княжеским алтарём
Алтарь Христа иногда называют Княжеским алтарём

Эта уникальная мраморная композиция была заказана основателем храма Николаем Христофором Радзивиллом Сироткой в конце XVI столетия, ещё для первого несвижского костёла, который стоял на этом же самом месте, но затем был разобран. Внушительное сооружение было создано в мастерских мастера Чезаре Франко и скульптора Джироламо Кампаньи в Венеции, о чём свидетельствует и подпись мастера.

Подпись мастера и дата на алтаре Христа
Подпись мастера и дата на алтаре Христа

Классический на первый взгляд по компоновке алтарь имеет некоторые необычные особенности. Традиционные скульптуры, табернакль (ниша для даров), престол, но… Что-то вызывает странное ощущение нарушения симметрии. Что же это?

Итак, вы внимательно смотрите на древний алтарь, и вдруг наконец-то понимаете, что так непривычно воспринимают ваши глаза! Колонны на алтаре не вертикальны! Они словно готовы упасть, но ангелы, которые их поддерживают, не дают им этого сделать. Что за странные архитектурные фантазии, спросите вы.

Падающие колонны и табернакль на алтаре Христа
Падающие колонны и табернакль на алтаре Христа

На самом деле суть этого явления лежит не в плоскости архитектуры, а в плоскости символики. Нестабильное религиозное положение на этих землях, борьбу католицизма и протестантства, вот что символизируют эти падающие колонны. А ангелы, символизируют католическую церковь, которая не даёт вере упасть под натиском реформации.

Николай Радзивилл Чёрный
Николай Радзивилл Чёрный

Вы спросите, а какое отношение имеет Реформация к Несвижу? Что ж, я отвечу. Самое что ни на есть прямое. Давайте вспомним, что знаменитый канцлер великий Литовский Николай Радзивилл Чёрный, хозяин этих земель, был столпом кальвинизма ВКЛ. Здесь, в Несвиже, он основал кальвинский сбор, здесь, в знаменитой несвижской типографии печатались протестантские книги.

Своих детей Николай Чёрный тоже воспитывал в духе кальвинизма. И только его ранняя кончина в 1565 году, позволила иезуитам взять под свой контроль четверых его сыновей, верхушку аристократии государства. Старший из них, Николай Христофор Радзивилл Сиротка, став истым католиком, всю свою жизнь считал вероотступничество своего отца греховным, и эти колонны на алтаре не что иное, как скульптурное воплощение его понимания религиозной ситуации в конце XVI столетия.

Напротив алтаря Христа расположен алтарь Пресвятой Девы Марии.

Алтарь Пресвятой Девы Марии
Алтарь Пресвятой Девы Марии

Его стилистика и компоновка очень схожи с Княжеским алтарём, однако для декора боковых частей здесь использованы керамические элементы в форме прямоугольников. В случаях с обоими алтарями, их навершия украшают композиции из многочисленных путти (маленьких мальчиков, В.Ч.). Они выполнены в технике барельефа и горельефа местными мастерами. Отличиями же является ещё и то, что в табернакле алтаря Христа находится распятие с вотумами (в католической церкви - подношения на алтарь, обычно - сделанные из золота или серебра сердечки или миниатюрные других исцелённых частей тела, В.Ч.), а на алтаре Пресвятой Девы Марии нишу для даров занимает скульптура Мадонны и многочисленные чётки.

Табернакль алтаря Пресвятой Девы Марии
Табернакль алтаря Пресвятой Девы Марии

Большой интерес вызывает так же и композиция из трёх алтарей, расположенных на пресбитерии храма. Всю восточную стену апсиды занимает огромных размеров Центральный алтарь с иконой "Тайная вечеря", работы Ксаверия Доминика Гесского.

Центральный алтарь
Центральный алтарь

Чуть меньшими являются расположенные по бокам алтари святого Игнатия Лойолы и Франциска Ассизского. Объединяет эти композиции не только их месторасположение. Их декор и материалы, из которых они выполнены идентичны.

Алтарь св. Игнатия Лойолы
Алтарь св. Игнатия Лойолы

Всё дело в том, что в середине XVIII столетия, когда по инициативе князя Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки в храме велись масштабные работы по реконструкции интерьера, мастер из Италии Маурицио Педетти, разработал дизайн этих трёх алтарей. Их обрамления выполнены из тёмного полированного стукко (искусственный мрамор, В.Ч.), а в нишах помещены иконы.

Алтарь св. Франциска Ассизского
Алтарь св. Франциска Ассизского

Ограда

Многочисленные символы мы встречаем и на резной ограде пресбитерия (в западноевропейской (прежде всего, католической) церковной архитектуре пространство между нефом и алтарём, В.Ч.). В правой её части расположены солнце и луна, которые символизируют бег времени. Монограмма Девы Марии изображена в расходящихся лучах солнца, что является символом света, который несёт в мир Пресвятая Дева.

Рога изобилия присутствуют в двух ипостасях. Один извергает различные плоды, что символизирует материальный достаток. Из раструбов другого являются книга и фрагмент храма (Дома Божия) – символ духовного начала и духовного богатства всех, кто находится под покровительством святой Девы.

Фрагмент резной ограды пресбитерия
Фрагмент резной ограды пресбитерия

Среди символов, встречающихся в поле левой части резной ограды так же имеет место изображение рогов изобилия. В центре можно видеть христограмму.

Есть довольно необычные изображения: латной перчатки (или руки в перчатке), клещей и молотка, изображённые вместе. Они являются символом распятия. Латная перчатка (или рука в перчатке) означает принадлежность к воинам, а мы помним, что именно римские солдаты выступали в роли палачей при казни Христа.

Ксаверий Доминик Гесский
Ксаверий Доминик Гесский

Молоток и клещи – это орудия, которые использовались при изготовлении креста и при совершении самой казни. Изображение этих предметов может иметь двойственное толкование, так как клещи и молоток – это плотницкие инструменты, а Иисус был именно плотником. Поэтому не исключено, что как символы, орудия могут выступать в двух ипостасях: как символы распятия, и как символы Христа.

Скульптуры

В нише с западной стороны первого слева столпа храма имеется скульптура Святого Роха - покровителя безнадёжно больных, нищих и убогих.

Скульптура Святого Роха
Скульптура Святого Роха

История жизни этого человека в миру весьма интересна. Рох жил в XIV столетии и был врачом. Ужасная эпидемия охватила Европу, люди умирали сотнями тысяч. Рох, следуя своему долгу, лечил людей и в итоге сам стал жертвой болезни. Тогда, чтобы не стать угрозой для ещё здоровых жителей, он поселился за стенами города.

Люди очень любили и уважали Роха, но страх перед ужасной болезнью был непреодолим. Единственным живым существом, которое всё время оставалось с ним, был преданный пёс. Однако, несмотря на страх перед чумой, люди не забыли о Рохе. Они собирали еду и передавали котомку собаке, а та относила её хозяину.

Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька
Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька

Рох был не только врачом, но и истинным христианином. Молитвы Господу помогли немощному исцелиться. В благодарность Рох свершил святое паломничество. Именно это символизируют его одежда и посох. Одной рукой Рох приподнимает край одежды, тем самым указуя на оставленные чумой, но чудесным образом зажившие язвы. Как символ оберегающий всех истинно верующих в Христа, над скульптурой Роха изображён ангел-хранитель. Есть в храме и икона Святого Роха.

С западной стороны первой правой колонны в нише находится скульптура Святого Лаврентия.

Скульптура Святого Лаврентия
Скульптура Святого Лаврентия

Основным символом в данной композиции является изображение решётки, которую святой держит в руках. История Святого Лаврентия восходит ко временам становления христианства в Римской Империи. Будучи христианским первосвященником, Лаврентий принял ужасные пытки за веру. По приказу императора его возложили на железную решётку, под которой палачи поддерживали огонь.

Предание гласит, что и во время неимоверных мучений Лаврентий шутил, издеваясь над императором, говоря при этом: «Уже совсем скоро ты (император) попробуешь моего мяса и тогда посмотришь, какое вкуснее, жареное или сырое». Этими словами он корил владыку Рима за, допускаемые им, жертвоприношения языческим богам. Решётка, на которой Лаврентий принял мученическую смерть, стала обязательным атрибутом при изображении святого, хотя и утрачена в нашем случае. Сам он считается защитником от пожаров.

Над нишей со скульптурой Святого Роха есть изображение Святого Себастьяна, так же проповедовавшего христианство в ранней Римской империи. В западноевропейской живописи средневековья очень распространён сюжет отображающий пытку стрелами. Однако, ошибочным является мнение, что именно в результате подобных издевательств cвятой скончался. После варварской пытки он излечился, хотя и был изгнан из Рима. Себастьян не внял запрету и вновь объявился в Вечном городе. Тогда поклонники Митры забросали его камнями в одной из сточных канав.

Надгробия

Справа от алтаря Христа расположено надгробие фундатора (по-современному - спонсора, В.Ч.) храма – князя Сиротки, выполненное итальянским резчиком Каспером Фотыгой (работал в Несвиже в 1589-1600гг.) из песчаника.

Надгробие Сиротки
Надгробие Сиротки

Сама композиция надгробия Сиротки, как и его жены, условно делится на две части. Верхняя с фронтоном и ограниченная по бокам колоннами является символом обозначения души и неба. Само пространство между колоннами – это символ Врат Небесных, куда стремится душа каждого христианина. В поле между колоннами изображён сам Сиротка в коленопреклоненной позе и одеждах пилигрима, с посохом и чётками, что является символом набожности и преданности Богу.

Вообще изображение живого человека меж колонн надгробия – это символ души. Присутствие изображения небрежно отброшенных назад оружия и доспехов символизирует полное равнодушие Сиротки к славе мира и полную преданность Богу. А поза (на коленях) лицом к алтарю Христа свидетельствует о желании искупить грехи отца своего перед церковью.

Николай Христофор Радзивилл Сиротка
Николай Христофор Радзивилл Сиротка

В центре треугольного фронтона мы вновь встречаем изображение иерусалимского креста – главного символа Рыцарей Гроба Господня. Нижняя часть, отделённая от верхней горизонтальным брусом с надписью «В воскрешении тела и жизни вечной. Аминь» - это часть, обозначающая суетность земного бытия. Именно поэтому текст на плите содержит сведения о жизни князя.

Слева от алтаря Христа находится надгробие жены Сиротки – Эльжбеты Евфимии Радзивилл, урождённой Вишневецкой.

Надгробие Эльжбеты Евфимии, жены Сиротки
Надгробие Эльжбеты Евфимии, жены Сиротки

Автором части, сделанной из песчаника, является Каспер Фотыга, а авторами мраморного обрамления – авторы алтаря Христа. Общая композиция надгробия идентична композиции надгробия Сиротки. Однако в данном случае отсутствует изображение живого человека, как символа души, в верхней части алтаря. Это объясняется тем, что литая серебряная скульптура, некогда украшавшая надгробие, была похищена во время русско-польской войны в XVII столетии.

Треугольный фронтон украшает геральдический знак – герб Вишневецких. Лента белого мрамора, расположенная горизонтально над фронтоном деформирована. Характер деформации свидетельствует о том, что сделана она была преднамеренно.

Барельефы и горельефы над алтарём Девы Марии
Барельефы и горельефы над алтарём Девы Марии

В этом убеждаешься, когда читаешь надпись на камне: «Жизнь моя разрезана как полотно». Именно это полотно жизни и символизирует лента белого, деформированного по-вертикали, мрамора. Эта надпись становится понятна при упоминании возраста, в котором покинула мир княгиня Эльжбета. Ей не исполнилось и 27 лет. Столь ранняя кончина – это, несомненно, разрыв всех жизненных планов.

Несмотря на столь молодой возраст, Эльжбета не только родила супругу 9-ых детей, но и успела похоронить первенца – Николая, умершего в 1588 году в возрасте 1год 8 месяцев 17дней и 8часов. Смерть ребёнка так же могла стать переломным моментом в её жизни.

Ангел Смерти. Эвелин Де Морган, 1881 год
Ангел Смерти. Эвелин Де Морган, 1881 год
Смерть: мужчина или женщина?
По бокам ленты мы видим целый набор символов: уже знакомый нам символ смерти – череп («Memento mori» - помни о смерти) и не просто череп, а череп с крыльями (крылатый череп – очень старый символ, он означает душу умершего, возносящуюся на небо), косу – символ смерти как «урожай Господний». Мы часто встречаем этот символ в искусстве как персонификацию Смерти. Известное же всем изображение измождённой женщины с косой – символ более поздний. Он сформировался в XIV веке, когда Западную Европу охватила эпидемия бубонной чумы, а так как чума женского рода, то и смерть изображали в виде женщины. Из-за большой распространённости сюжета в искусстве средневековья он стал более воспринимаем как образ Смерти, в отличие от канонического, мужского.
Здесь же присутствуют рельефные изображения песочных часов – это символ неизбежного течения времени, быстротечности жизни, смерти и Вечности. Кадильница – символ эфемерности земной суетной жизни. Она растворяется в вечности как дым от благовонного ладана.

В качестве капителей небольших колонн нижней части надгробия выступают головы херувимов.

Головы херувимов на надгробии Эльжбеты Евфимии
Головы херувимов на надгробии Эльжбеты Евфимии

Именно в этот символ трансформировался старый, упомянутый нами выше, символ в виде крылатого черепа. В нашем случае головы херувимов олицетворяют душу княжны, возносящуюся на небо.

Слева от надгробия Эльжбеты Евфимии находится надгробие Николая, сына-первенца.

Надгробие сына Сиротки Николая
Надгробие сына Сиротки Николая

Оно изготовлено из песчаника резчиком Каспером Фотыгой, и до смерти княжны Эльжбеты располагалось на месте её надгробия, а затем было перемонтировано.

Как и в других посмертных памятниках, композиция изобилует символами. Основой сюжета является изображение младенца, лежащего на гробе, усыпанном розами. Гроб, или саркофаг – это символ смерти и тленности всего сущего. Устилающие его цветы – розы – символ Девы Марии («Розы без шипов»).

В нижней части рамки надгробия имеется надпись: «Ребенок, лежащий на цветах, представляет образ смерти». Два цветка (чётное число траура) ребёнок держит в руках. Сбоку изображены песочные часы. Мы уже говорили о символическом значении этого изображения. Быстротечность времени в данном случае равнопоставима ранней смерти и Вечности, ибо ребёнок безгрешен, как Пресвятая Дева.

Ещё одним умершим сыном Сиротки и княгини Эльжбеты Евфимии, которому было установлено надгробие в храме, является Христофор Николай Радзивилл.

Надгробие сына Сиротки Христофора Николая
Надгробие сына Сиротки Христофора Николая

Он умер в итальянской Болонье в 1607 году в возрасте 16 лет, 10 месяцев, 3дней, и 13 часов. В Италии он изучал теологию и право в одном из старейших университетов Европы. Сиротка заказал надгробие с бюстом архитектору и резчику Чезаре Франко в Италии. Уже через год после смерти Христофора Николая, в 1608 году, его тело было привезено в Несвиж.

В стилистике надгробия явно вырисовываются античные мотивы. Мраморный бюст сына Сиротки помещён в округлой нише, окружённой венком с изображением гроздьев винограда и лавровых листьев. Сам венок, изначально, древний дохристианский символ победы и признания. Он был воспринят христианской религией как символ победы через искупление грехов. Этот символ мы встретим и далее, но с небольшими изменениями.

Бюст и венок на надгробии Христофора Николая Радзивилла
Бюст и венок на надгробии Христофора Николая Радзивилла

Если мы более внимательно рассмотрим венок, то увидим, что листья лавра сколоты резцом скульптора, а при ещё более детальном изучении становится ясно, что было это сделано преднамеренно. И это не прихоть автора – это символ. Лавр испокон веков использовался как символ мирского признания заслуг и героизма. Вспомним, что именно венки из благородного лавра увенчивали головы победителей в древней Элладе и древнем Риме, как раз в период становления там христианства. На надгробии же изображения листьев лавра уничтожены. Это символизирует то, что данный человек в своей жизни ещё не снискал лавров, не заслужил признания. Это вполне естественно, ведь юный князь Христофор Николай просто не успел сделать ничего на благо общества, членом которого был.

Тогда возникает вопрос, почему же скульптор сохранил изображение гроздьев винограда? Кисть винограда – это символ христианской веры и один из самых распространённых символов Христа. Изображение кисти винограда мы встречаем и на одном из гризайльных медальонов над карнизом главного нефа костёла. Из винограда сотни поколений изготавливали вино, а вино, как известно, один из главных элементов таинства евхаристии. Оно как бы и есть кровь Господня. Вне зависимости от степени заслуг умершего изображение знака Христа, символа пролитой им крови, не могло быть сокрыто. В нашем случае символ-лавр относится к личности самого Христофора Николая, а виноград – это знак Иисуса Христа.

Плита с барочным стихотворением
Плита с барочным стихотворением

Обратим так же внимание на то, что смысл символов связан с Иисусом, и это не случайно. Христофор, в дословном переводе, означает «несущий Христа». Эта связь прослеживается и в барочном стихотворении, текст которого выбит на плите белого мрамора:

«Жизнь земная хочет отобрать его у Христа
Но Христофор никогда не желал потерять Христа
Даёт бой Христофор под покровительством Христа
Побеждает зло мира и обретает небо как победитель
Достойно носящий имя Христофор несущий знак Христов
Один и другой победили на земле
Один и другой короли в небе»

Что ж, дорогие друзья, на сегодня наше время вышло, и мы продолжим наше повествование в следующих материалах об истории знаменитого несвижского храма.

Продолжение следует.

Предыдущие материалы о Несвижским фарном костёле Наисвятейшего Божьего Тела:

-27

Сергей ЧИСТЯКОВ, старший научный сотрудник ГУ НИКМЗ «Несвиж»

Фото: из архива автора

© "Белорус и Я", 2024

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Хотите, чтобы мы и дальше радовали Вас интересными и важными материалами?
👉👉👉 Помогите каналу развиваться 👈👈👈

Другие материалы портала на тему История Союзного государства смотрите здесь:

ТОП-3: