Найти тему

Почему дислексия — это дар?

Дислектиками называют людей, у которых есть трудности с обучением чтению. Некоторым из них удаётся справляться со своими проблемами, у других это получается хуже.

За последние полсотни лет предпринималось множество попыток объяснить такое явление, как дислексия. Но даже сегодня, когда учёные знают об этом состоянии гораздо больше, в качестве терапии дислектикам часто предлагают «просто смириться и жить с этим».

Некоторых детей с дислексией отправляют в спецшколы, не желая углубляться в их особенности. Тот объём знаний, который они получают в таких школах, не позволяет им рассчитывать на поступление в вуз или колледж. А между тем, эти дети вовсе не глупы. Они точно такие же, как и остальные дети, и могут быть смышлёными, наблюдательными, творчески одарёнными. И так уж получается, что часто именно дислексия способствует раскрытию у них разнообразных талантов.

Открытие Рональда Дейвиса

В 1980 году американец Рональд Дейвис, у которого имелась тяжёлая форма дислексии, неожиданно для себя понял, как именно она «работает» и как можно её преодолеть.

В течение 14 лет он проводил эксперименты над собой, после чего пришёл к поразительному выводу: та особенность работы мозга, которая вызывает дислексию — это настоящий дар. Это — уникальная особенность, своего рода талант. И она помогает человеку становиться более совершенным.

Быть может, именно поэтому среди выдающихся людей истории и современности есть так много людей с дислексией. Среди них Альберт Эйнштейн и Агата Кристи, Альфред Хичкок и Уинстон Черчилль, Уолт Дисней и Джон Леннон.

Рональд Дейвис подчёркивал, что наличие дислексии не делает человека гением, однако при этом состоянии у него появляются определённые способности:

  • У него хорошо развито многомерное мышление;
  • Он более чутко воспринимает окружающую среду;
  • Он очень любознателен;
  • Он думает в основном образами, а не словами;
  • У него развиты интуиция и проницательность;
  • У него яркое воображение

Эти способности могут развиться в настоящие таланты, если их наличие признают и не подавляют. Именно в этом и состоит дар дислексии.

Многие дислектики начинают использовать положительную сторону своей дислексии в повседневной деятельности, даже не осознавая этого. Они просто думают, что у них есть способности, но не подозревают, что эти таланты проистекают из тех же особенностей мозга, которые вызывают проблемы с чтением.

Идеи Рональда Дейвиса нашли отклик в сердцах многих родителей, чьи дети имеют дислексию. Конечно, можно предположить, что они просто повышают свою самооценку, убеждая себя в гениальности своих детей. Но понятие «дара дислексии» заключается вовсе не в том, что все дислектики являются вундеркиндами. Речь идёт о другом типе мышления и об иных способах видения окружающего мира.

Так работает эволюция

Дислексию обычно описывают как трудности с обучением. Но последние исследования показывают, что она на самом деле является жизненно важным инструментом, который помогает человечеству адаптироваться.

Х. Тейлор и М. Вестергор из Кембриджского университета утверждают, что дислексия — это не расстройство, а новая специализация, которая появилась в ходе эволюции. Эта специализация связана с исследованиями и когнитивным поиском — инструментом, который помогает находить связи между объектами.

Давно доказано, что люди с дислексией обладают определёнными сильными сторонами, особенно в таких областях, как творчество и изобретательство. Этот факт, а также высокая распространённость дислексии среди населения (около 10-20%, по разным оценкам), могут свидетельствовать о возникновении у части людей исследовательской специализации.

Американский невролог Норман Гешвинд, изучая статистику исследований, ещё 40 лет назад отметил, что дислектики часто отличаются талантами в невербальных навыках: искусстве, архитектуре, инженерном деле. Он был первым, кто предположил, что за этим имеется эволюционная основа.

Один из главных аргументов в пользу данной теории — генетическая природа дислексии. Другой довод заключается в том, что дислексия универсальна и не подвержена культурному влиянию: она встречается среди представителей любых национальностей, во всех частях Земли.

С точки зрения биологии, специализация отдельных индивидуумов внутри группы — это эволюционное преимущество. К примеру, в первобытной общине были нужны и те, кто быстро бегает и может загнать добычу, и те, кто обладает острым слухом и зрением, чтобы ночью охранять пещеру. Благодаря разным навыкам люди в группе могут лучше адаптироваться и противостоять внешним угрозам.

В современном постиндустриальном обществе имеется высокая потребность в людях с инновационным мышлением, способных решать стратегические задачи. Поэтому в человеческой популяции возникла специализация, связанная с исследовательскими способностями.

Почему из-за этой специализации у людей бывают трудности с чтением? Учёные пока до конца не поняли этот механизм, но предполагают, что это связано с ограниченными ресурсами человеческого мозга. Умение читать появилось не в ходе эволюции, этому навыку нужно обучаться. Те области мозга, которые задействуются при чтении, изначально предназначались для других целей. Поэтому иногда возникает своего рода конфликт между тем, чему именно отдавать предпочтение.

Дислектики — люди с нестандартным мышлением

Многочисленные исследования показывают, что люди с дислексией имеют повышенную способность к нетипичному, дивергентному мышлению.

Такое мышление — это способность находить несколько вариантов решения проблемы, это гибкость и быстрота в переключении между задачами. А ещё это оригинальность, которая состоит в умении генерировать новаторские, необычные идеи.

Известно, что дислектики обычно имеют дефицит рабочей памяти. Рабочая память позволяет обрабатывать информацию и хранить промежуточные результаты в течение короткого времени перед их использованием.

Интересно, что чем ниже способности рабочей памяти, тем выше уровень дивергентного мышления. Когда человек не способен долго удерживать в уме информацию и быстро её извлекать, он компенсирует это более высокой «подвижностью ума».

По мнению доктора Хелен Тейлор из Кембриджского университета, те трудности, с которыми сталкиваются дислектики, вызваны противоречием между использованием существующих знаний и стремлением найти новый подход. Это объясняет, почему дислектики испытывают сложности с чтением, но при этом часто бывают успешны в таких областях, как искусство, предпринимательство, исследования и разработки.

Представим двух людей: один всегда следует по одному и тому же маршруту, потому что так делают другие, потому что он к нему привык, и потому что эта дорога удобная. Другой начинает смотреть по сторонам: нельзя ли сократить этот путь? А куда ведёт та дорога, что рядом? Дислектики принадлежат ко второй категории.

Так что же такое «дар дислексии»?

Дар дислексии — это навыки решения проблем, которые появляются благодаря способности видеть всю картину целиком. Этому также способствует стремление к поиску новаторских идей. Некоторые из учёных-первооткрывателей были дислектиками: Альберт Эйнштейн, Луи Пастер, Никола Тесла.

Дислектики, как правило, бывают творческими людьми с огромной жаждой познания и гибким умом. Но их особенный, нестандартный взгляд на мир делает обучение в школе довольно сложным. Всё дело в том, что дети с дислексией мыслят целостно, а не линейно.

Линейное мышление предполагает логические рассуждения, понимание частей целого и то, как они работают вместе. Целостное мышление даёт умение видеть объект со всех сторон. Люди с дислексией имеют превосходную способность к визуализации и к выявлению закономерностей. Они могут совершить внезапный прорыв в исследовании, потому что любят использовать нестандартные решения.

У дислектиков прекрасно развито пространственное восприятие, которое помогает понимать не только взаимоотношения между объектами, но и то, как выглядят внутри и работают различные устройства. Именно так, в уме, создавал свои машины Никола Тесла.

Как объясняет Рональд Дейвис, называющий дислексию даром, это особое состояние позволяет людям мыслить многомерно, а не с позиции единственной точки зрения. И это очень полезно для решения проблем в современном мире.