Найти тему
Километры Родины

Великие о Севере, или арктический цитатник

О русском Севере много написано и много сказано. Мы собираем для вас самые яркие цитаты и фразы, которые могут пролить свет на мистическую притягательность высоких широт.

Забайкалье, Каларский район.
Забайкалье, Каларский район.

***

«В конце каждого маршрута остаются синие сопки, которые манят к себе, потому что к ним нет времени идти. Кто знает, может быть, именно сегодня ты прошел мимо самого отчаянного, самого интересного в жизни приключения? Романтика бывает разная. Самая беспокойная из них та, которая не терпит маршрутов, жестко проложенных по карте».

Олег Куваев, «Не споткнись о Полярный круг»

***

«В сумятице и толчее обыденки мы мечтаем иногда, что вот бы плюнуть на все и уехать, уплыть, улететь к тихим берегам, к простой и разумной жизни, чтобы колоть дрова, топить печь, а в промежутках добывать себе хлеб с хорошим ружьем, верной собакой. В этой избяной простоте на ненаселенных землях, верим мы, придет сосредоточенность и единственно правильное понимание земной жизни. И всегда что-то находится, что мешает добраться до обетованных краев».

Олег Куваев, «Дневник прибрежного плавания»

***

«Бывают у человека в девятнадцать лет всякие идеи, которые сажают его на кучу тюков и под грохот мотора несут в неизвестность».

Олег Куваев, «Анютка, Хыш, свирепый Макавеев»

***

«За обедом подавали суп, цыплят и мороженое. Было и вино.
– Когда приблизительно идет здесь последний снег? – спросил я.
– В мае, – ответил Л.
– Неправда, в июне, – сказал доктор, похожий на Ибсена».

Антон Чехов, «Остров Сахалин»

***

«Большинство жизненных проб­лем мы в те времена решали с простотой игры в шашки. Человечество делилось на достойных людей и пи­жонов. А география на две области: где живут люди и где пижоны. Конечно же, люди жили севернее Полярного круга».

Олег Куваев, «Устремляясь в гибельные выси»

***

Комары появляются во второй половине мая, когда возникают проталины на снегу. На тающем снегу можно часто видеть ползающих и больше замерзших комаров. Эти комары крупные, темно-серые и очень вялые. Кусают вяло, с долгими приготовлениями. Можно десять раз задавить его, прежде чем он, сидя где-нибудь на руке, соберется, наконец, вонзить свое жало. Настоящие комары гораздо более мелкие, чем эти первые, быстрые, легкие, появляются лишь к началу июня и потом два месяца своей жизни работают, как следует, отравляя жизнь в тайге.

Виктор Володин, «Неоконченный маршрут»

***

«Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в легкий, далекий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и легкость, каких нет у других народов. Русскому духу присуща духовная свобода, внутренняя ширь, осязание неизведанных, небывалых возможностей. Мы родимся в этой внутренней свободе, мы дышим ею, мы от природы несем ее в себе. — и все ее дары, и все ее опасности».

Иван Ильин, «О России. Три речи»

***

«Это не тишина пустого театрального зала или ночной площади. Это просто первобытное отсутствие шума. Евражки отдают нам честь по команде «смирно».

Олег Куваев, «Не споткнись о Полярный круг»

***

«В Арктике редко кто умирает своей смертью. Но ведь именно трудности, романтика поиска и труда в сложных условиях и притягивают сюда молодых. Есть такое выражение: болен Арктикой. Я неоднократно слышал его от своих друзей. Да, мы больны Арктикой. И если мы покидаем ее иногда, то все равно возвращаемся, ибо совсем от нее уже не уйти».

Артур Чилингаров, «Под ногами остров ледяной»

***

«Так, прямо с институтской скамьи, обмельчали люди и сами того не заметили, как они обмельчали. Квартир­ный вопрос, мебеля, вчерашняя восемнадцатая серия польского детектива и еще пресловутое слово «хобби» – рыбки, кактусы и, разумеется, футбол. И в каждом сидит святая уверенность, уверенность в собственной мудро­сти – «сумел устроить жизнь». Работаю в министерстве, живу в столице, имею квартиру, получаю приличный оклад. Сорокалетние сопляки!»

Олег Куваев, «И в человецех благоволение»

***

«Необъятные просторы России тяжелым гнётом легли на душу русского народа. Русская душа ушиблена ширью, она не видит границ…».

Николай Бердяев, «Судьба России»

***

«Говорят, наши пространства для бродяжничества. Нет, они для выхода в космос».

Владимир Крупин, «Как только, так сразу»

***

«Разве может надоесть или приесться море, или льды, или снег. Это как воздух — на всю жизнь. От снега разве что можно сойти с ума, и то только тогда, когда вы чужие – вы и снег».

Альберт Мифтахутдинов, «Дни ожидания хорошей погоды»

***

«В зеркале Арктики видно, кто ты есть и какова цена твоей личности, твоих поступков, твоего ума и таланта быть человеком. Чувство Арктики – это подарок судьбы, это – божественное богатство и морозоустойчивость к «общественным мнениям».

Юнна Мориц, «Мыс Желания»