В «Повести временных лет» под 1018 годом написано: «Начаша он (Ярослав) скот собирати от мужа по 4 куны, а от старост по 10 гривен, а от бояр по 18 гривен…». И как можно понять из текста «скот» здесь не животные, а слово, означавшее в древнерусском языке деньги. Да и государственная казна в то время называлась «скотница», что тоже не имеют никакого отношения к содержанию домашних животных.
А в седьмом веке в Англии и Фризии начали чеканить серебряные монеты, называвшиеся на древнеанглийском языке «sceatt», которые обычно весили от 0,8 до 1,3 грамм. Но проблема в том, что закрепиться в древнерусском языке слово «скот» в значении деньги, должно было до 9 века, так как после денежной реформа Карла Великого основной монетой Европы стал денарий, а счетными единицами шиллинг он же солид и фунт.
После чего встает вопрос, как это слово появилось в древнерусском языке? Напрямую из готского, где «skatts» имеет тоже значение – деньги, оно попасть не могло, да и упомянутую в «Раффельштеттенском таможенном уставе» денежную единицу «scoti» проще объяснить заимствованием из древнерусского. Невозможно и древнескандинавское его происхождение, потому что skattR употреблялось там, в значение серебряной монеты.
И самое любопытное, что на Руси серебряные монеты называли кунами или ногатами, а счетной единицей была гривна. Кстати слово куна не имеет никакого отношения к кунице или ее шкурке. В древности это названия было широко распространенно в Европе, о чем свидетельствует хорватская денежная единица – куна, но в современных языках оно сохранилось в значении – монета – coin только в английском и шотландском.
Все перечисленные факты свидетельствуют о контактах древних русов с англичанами и фризами, но проблема в том, что на сегодня возникновение Руси относят только ко второй половине 9 века. Из чего следует, что история Руси должна быть древнее, или слова «скот» и «куна» появились в древнерусском языке через посредников, которыми точно не могли быть древние скандинавы.
Мне вообще не понятны основания для утверждений о торговой активности скандинавов в 8-9 веках. Ведь тогда у них господствовало натуральное хозяйство, о чем свидетельствуют саги и отсутствие городов. И что они могли предлагать за меха, главный товар, вывозимый из восточной Европы? К тому же основной рынок сбыта мехов приходился на Британию и земли франков, на которые в то время уже совершали набеги викинги.
В отличие от скандинавов поморские славяне были союзниками франков, о чем свидетельствует упоминание продолжателя Фредегара о приходе вендов на помощь королю Пипину Короткому в 747-748 году. А позже часть славянских племен даже входила в состав империи Карла Великого и его наследников. Так что они могли беспрепятственно посещать Дорестад ставший в 8 веке центром торговли с Британией.
К тому же у Беды Достопочтенного жившего в 7-8 веках есть упоминание о вильтах и их крепости Вильтабург в Фризии. Да и Утрехтский летописец, сообщает о поселениях рядом с ней славян вильтов. Встречаются похожие названия и в самой Британии: страна Вильтс, город Вильтон, графство Вильтшир. Так что слово «скот» в значение деньги, могло попасть в древнерусский язык через вильтов-велетов, которых еще называли вендами.