Доброго времени уважаемые читатели. Вот я и добрался до дна своего чайника с которого ложкой скребу вопросы и мысли, что так тщательно въелись после поглощения Хроник Дюны. Я прохожу последние шаги дабы наконец отпустить Дюну с удовлетворенной улыбкой. А вас, приглашаю присоединиться к этой прогулке.
Доля фэнтези в научной фантастике
Несмотря на то, что Дюна проходит по жанру научной фантастики, от книги к книге, из-за несостыковок, она приобретает оттенки фэнтези. Рассмотрим несколько моментов добавляющих толику магии.
Душа и память
Похоже, Герберт сам так и не определился - существует ли душа в его вселенной. Обратимся к таким феноменам как мерзость и гхола. Мерзостью может стать любой человек, который имеет доступ к своей генетической памяти. Недостаток воли и осторожности приводит к неутешительным последствиям. Фактически, память личности из прошлого пытается подмять, извратить и даже занять место текущей. Здесь ответ выглядит очевидным - взаимодействие с памятью, не душой. В противовес этому у нас есть Гхола. Клон человека выращенный из биологического материала оригинала. При пробуждении, Гхола получает память не только оригинала, но и всех прошлых Гхола. Однако как возможно, что клон помнит события, произошедшие после сбора биологического материала? Тут уже не свалить дело на генетическую память. К сожалению, никаких ответов на свой вопрос в Хрониках я не получил, скорее увеличивал свое смятение от книги к книге, пока не дошел до точки смирения.
Предвидение и вычисление
Похожая ситуация и с даром прорицания. Все навигаторы имеют дар предвидения и все навигаторы похожи на ментатов под меланжем.
Может ли это значить, что предвидение во вселенной Герберта есть не что иное, как вычисление разогнанным человеческим мозгом вероятностей событий?
Мне нравится думать, что прорицание в Дюне это обычное вычисление вероятностей несчастными ментами, которые просто не могут жить без вычислений и новых данных ( о чем в первой книге упоминали, но особо к этому не возвращались ). Пол как раз получил доступ к обширной памяти предков, огромному количеству меланжа и был ментатом. По сути своей юный Атрейдес превратился в суперкомпьютер, в который до кучи загнали многотысячелетний опыт человечества: шаблоны поведения, фразы, знания и многое многое другое. Но это мне так нравится. В 4ой книге Император вывел породу людей, которые стали невидимы для навигаторов, а значит в видении будущего эти люди никак не отображаются. Получается, что это просто некая ментальная способность. Вот так просто и скучно.
Мешают ли все эти мелочи погружению? Нет. На это вполне можно не обращать внимания и принимать за условности, без которых Дюна перестанет работать, как надо. Это не какой-нибуть злостный рояль из кустов, а просто не до конца раскрытые вещи, которые остались нам, читателям, для споров, рассуждений и домыслов. Главное не трогать тему оружия в Дюне и все будет очень хорошо ;)
Хроники Дюны это философский трактат
Бои, романтические линии и интриги лишь красивая ширма. Пусть и не сразу, но до этой мысли доходишь, когда видишь, как перечисленные вещи утопают в тени довольно необычных диалогов персонажей. Основную ценность всего цикла представляют именно мысли Герберта, его фантазии на тему будущего, тяжести дара прорицания, бессмысленности избранности, цены бессмертия. Страхи одиночества, увядания и изменений переплетаются в романах Герберта, приобретая новые очертания и формы, выделяясь на фоне работ прочих фантастов. Множество вопросов поднимаются и стараются стать отвеченными через уста героев книг. Почти каждому значимому персонажу был отведен свой конкретный аспект, что позволило начать и закончить размышления не смешивая весь поток сознания в одну кучу.
Я люблю Дюну за ее самобытность, за идеи, которые заставляют продолжать читать. Я ненавижу ее за комканность, за некоторых раздражающих персонажей, которые делают все, чтобы ты бросил чтение.
Не советую Дюну, но и отваживать от нее не собираюсь. Хроники, как и Герберт, полностью заслуживают свою репутацию и почести. Дюна останется в моей памяти до конца дней, ибо есть нечто гипнотизирующее в жестоком мире Герберта. А уж знакомиться с произведениями лично или нет уже решать вам.
P.s.: на самом деле мне есть ещё много чего сказать о Дюне, но тогда все скатится к банальному тотальному пересказу. Это значит, что все прошлые статьи надо под нож. Короче полетит огромный снежный ком, что абсолютно неприемлемо по затратам времени.