Как мы знаем серийные поставки МС-21 снова сдвинуты теперь на 2025-26 год, об этом сообщил глава Ростеха Сергей Чемезов, кстати, первый чиновник не побоявшийся сказать правду. Он сослался на незавершённые испытания, ведь «Аэрофлот» ожидал первые шесть МС-21 к концу этого года. С чем может быть связана очередная задержка? Об этом он сказал, что испытания не завершены, а мы всё таки беспокоимся о безопасности всех нас.
Первый испытательный полёт МС-21прошёл в 2017 году, однако затем последовали санкции против производителя композитного крыла компании «Аэрокомпозит», затем была пандемия, СВО и новая волна санкций. Изначальные сроки, которые назывались ранее, были чересчур оптимистичны, просто поэтому, что существует определённый порядок, ход проведения лётных испытаний вообще, испытаний систем, агрегатов и сертификации испытаний.
Эти сроки общемировые, а наши сроки были очень сжатыми и конечно, всё могло бы пройти успешно, если бы всё всегда получалось с первого раза, но в авиации, технике никогда такого практически не бывает, неизвестно сколько раз придётся дорабатывать ту или иную систему, а МС -21 прошёл через целую череду непредвиденных неприятностей, подаренных нашими западными «партнёрами».
После введения санкций стало понятно, что прежде, чем запускать серийное производство надо полностью импортозаместить его, что сейчас и делается. В принципе он в более высокой готовности, чем второй наш самолёт Суперджет-100, поэтому можно считать, что 2025 год более реалистичен, чем конец 2024 года. Известно, что произведено около десятка серийных самолётов, но ни не будут предаваться в авиакомпании, пока не будут завершены испытания всех систем.
В январе правительство утвердило амбициозный план по выпуску к 2030 году 600 полностью импортозамещённых самолётов, в этот список войдут МС-21, Суперджет-100, региональный Ил-114-300, среднемагистральный Ту-214, а также широкофюзеляжный Ил-96-300.
На производство самолётов, двигателей, авионики Кабмин разрешил использовать средства ФНБ, на возвратной основе можно будет привлечь ещё 280 млрд рублей, как отмечал тогда премьер-министр Мишустин. В прочем уже тогда было понятно, что это слишком амбициозные планы.
Как полагает кандидат технических наук Вадим Лукашевич МС-21 до сих пор не может пройти вот эти самые сертификационные испытания, потому что сначала первый самолёт, который полетел, имел американские двигатели и крыло из иностранных композиционных материалов и нам пришлось в связи с санкциями перерабатывать всё на отечественные композиты.
Мы на этом потеряли почти полтора года, потом соответственно наше новое крыло потребовало новой сертификации, то же самое с двигателями, для того чтобы поставить заказчику самолёт, он должен быть сертифицирован. Всё это затягивается и соответственно будет сказываться на заявленной программе о том, что к 2030 году 95% самолётов гражданской авиации будет отечественного производства.
К тому же Денис Мантуров заявил в начале января, что проекты МС-21 и SJ-100 объединят в общий бренд, что это будет он не пояснил, сказав , что подробности будут позднее и эксперты теперь гадают, не пришлось бы начинать сертификацию заново. Вот так руководители жонглируют заявлениями, а нам ничего не остаётся, кроме как ждать и надеяться, ведь надежда умирает последней.