Найти тему
Бельские просторы

Громов в небе над Дёмой

О выдающемся советском летчике, Герое Советского Союза, генерал-полковнике авиации Михаиле Михайловиче Громове часто писали еще в тридцатые годы.

Год 1925: «Грандиозный перелет Москва—Пекин—Токио. На головном самолете советской постройки — летчик М. Громов.

Год 1934: «На самолете «АНТ-25» установлен мировой рекорд дальности полета по замкнутой кривой. Летчик — М. Громов». (За этот полет он был удостоен звания Героя Советского Союза.)

Год 1937: «Летчик Громов вместе с А. Юмашевым и С. Данилиным совершил второй беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку».

М.М. Громов родился 24 февраля 1899 года в г. Твери. После окончания в 1918 году Московской школы авиаторов добровольцем вступил в Красную Армию и в качестве военного летчика принимал участие в боях на Восточном фронте.

С 1924 до 1942 года М.М. Громов занимался испытаниями новых самолетов в научно-исследовательских институтах Военно-Воздушных Сил и авиационной промышленности, им проведены испытания большинства тяжелых военных и гражданских самолетов, созданных в Советском Союзе в предвоенные годы. В это же время им был установлен ряд выдающихся мировых рекордов по продолжительности и дальности беспосадочных полетов.

Уже в конце 1941 года Громов командует авиационной дивизией. В марте 1942 он — командующий 3-й воздушной армией Калининского фронта, а вскоре 1-й армией Западного.

О Громове — командующем армией мнение, у всех кто с ним воевал, одно: дело свое знал, мудро проводил тактические операции, к людям был чуток, умело «читал» и учитывал их настроение. Внес достойную лепту в проведение знаменитой операции «Багратион».

Особо опекал Громов приданный армии полк «Нормандия — Неман». Дела в нем на первых порах были не блестящи, зато впоследствии полк стал отличным. Именно за это и был удостоен Михаил Михайлович высокой награды Франции — командорского ордена Почетного легиона...

Война закончилась. Но служение Громова авиации продолжалось. И на военных должностях, и на ответственной работе в министерстве авиационной промышленности. До тех пор, пока не перешел от дел служебных к делам общественным.

Но, вероятно, не многие знают, что М.М. Громов в годы Гражданской войны служил в Уфе. В архиве сохранились любопытные документы. Вот один из них:

«Донесение. Командиру второго авиационного крыла при ВСХР, 1920 года, 27 июня, 23 часа 25 минут. Согласно Вашему личному приказанию я летал на аппарате системы «Сопвич» по маршруту Уфа—Стерлитамак—Уфа без посадки для разбрасывания литературы по деревням и селам от Демы до Стерлитамака и в самом городе Стерлитамаке.

Приказание выполнил точно. Время подъема 19 часов 30 минут. Наибольшая высота 1000 метров, при разбрасывании — 600—700 метров. Количество сброшенной литературы — один пуд. Наблюдатель товарищ Мостовенко. Расход горючего пять пудов бензина первого сорта.

Не могу не отметить великолепной работы мотора и отлично отрегулированного аппарата.

Красный военный летчик М. Громов».

Может быть, красный военный летчик и прославленный авиатор — однофамильцы. На этот вопрос дал ответ Михаил Михайлович Громов, когда к нему обратился военный корреспондент С. Штутман. Вот что рассказал Михаил Михайлович:

— Да, это мое донесение. Мне помнится открытая ровная площадка. Весной 1920 года она стала полевым аэродромом. Здесь разместилось второе авиационное крыло Приуральского сектора войск внутренней охраны республики.

Мы в то время участвовали в коммунистических субботниках на железной дороге, помогали крестьянам, отдавали часть своего пайка в фонд помощи детям и голодающим.

По указанию В. И. Ленина был разработан комплекс военно-политических мероприятий по ликвидации очагов бандитизма. Важное место отводилось авиации. В. И. Ленин в одной из записок Э.М. Склянскому писал, что и хлеб, и дрова — все гибнет из-за банд... Он требовал представить ему доклад Главкома с приложением схем размещения банд и белогвардейских войск, сообщить, как используются конница, бронепоезда, аэропланы. Авиация широко применялась для распространения агитационно-политической литературы. Враги очень боялись наших листовок. Один белогвардейский генерал сокрушался: «Красная Армия бьет и бьет нас листовками». Это было ценным признанием врага.

Далее летчик-герой рассказывал:

— Летали мы на самолетах разных типов. Главным образом проводили полеты в агитационных целях. Сбрасывали литературу в занятых врагом и прифронтовых городах и селах, помогали людям разобраться, на чьей стороне правда, призывали к борьбе за Советскую власть. Одновременно вели воздушную разведку противника.

Летчику М.М. Громову в то время шел 21-й год. За плечами его были авиашкола, бои против Колчака. Во втором крыле Громов летал до 1920 года.

— С тех пор прошло столько лет, — говорил Громов, — но я вспоминаю эти дни с гордостью и с большим удовлетворением.

Михаил Михайлович Громов умер 21 января 1985 года: сердце его остановилось в московском госпитале на Арбате...

Автор: Юрий Узиков

Журнал "Бельские просторы" приглашает посетить наш сайт, где Вы найдете много интересного и нового, а также хорошо забытого старого.