«Что наша жизнь? Игра!» – вот был бы замечательный эпиграф ко всему, что я собираюсь сказать о моем главном впечатлении от романа.
Ведь писатель и сам явно восхищается тонким искусством игры, которым обладают два его любимых героя в романе - Королева Марго и ее муж Генрих Наваррский.
Будущий Генрих Четвертый - несмотря на название книги «Королева Марго», является самым главным ее героем и самым любимым. Он и есть тот самый главный «король», который является главной ценностью всей показанной нам захватывающей игры. И автор, без сомнения, играет на его стороне.
Наварсскому придется умом, хитростью и неусыпным вниманием обойти все препятствия, пройти через множество смертельных ловушек, прежде чем он получит свое достойное вознаграждение в виде французского трона. Ну, а в данном романе он получит пока что не менее ценное вознаграждение – просто спасет свою жизнь, что уже поистине и чудо и подвиг одновременно.
Писатель очень тонко показывает, что наша жизнь – это социальная игра. В ней прежде всего проиграют пешки, они первыми отдадут свои головы. Условно назовем так персонажей наивных и лишенных внимания и проницательности (Ла Моль, Коконнас, де Муи).
И лишь самые дальновидные личности, имеющие наиболее верную стратегию и тактику, а также наиболее яркое представление о том, чего хотят, добьются своей цели. Славные милые пешки погибают не всегда понимая почему, жертвами обстоятельств. Но между игроками высшей категории, хладнокровными и расчетливыми, идет жестокая осознанная война не на жизнь, а на смерть. Например, так бьются «черная королева» (определение взято из самого романа) Екатерина Медичи – и белая, светлая королева в лице ее дочери Маргариты.
Иными словами, в этой жизни ничего не добьётся тот человек, который движим и обуреваем лишь своими мотивами, ничего другого не видя вокруг. Будь то хоть самые благородные и честные мотивы: например, преданность своим принципам или человеку, любовь и честь. Достаточно посмотреть на трагический удел благородного храбреца Де Муи или де Ла Моля. Обоими руководят лишь эмоции и никогда не включается стратегическое мышление. Они думали только о своих чувствах, бросаясь в бой (де Муи о верности своей религиозной партии, а Ламоль о верности своей даме), не учитывая всю обстановку и интересы остальных участников ситуации. Они проиграли, пав благородными, но … пешками.
Это необходимые жертвы. Честные павшие головы за честь своей королевы или своего короля.
Ведь кто зациклен только на своих эмоциях, тот не видит ничего, кроме них. Ему суждено быть наивным орудием в руках тех, ко видит дальше своего носа и умеет нечеловеческим усилием воли задвигать куда подальше свои чувства и желания.
Интересно наблюдать, как умело лицемерит в целях собственной безопасности чета авторских любимчиков - Наваррских. Лицемерие перед беспощадным врагом- это не грех, это умная самозащита. Как велико их самообладание: притворство, находчивость, чувство юмора в самых острых обстоятельствах.
Большинство персонажей романа служили своей ненависти и жажде мести, или жажде чего угодно – власти , любви…. Они были слишком объяты своей личной жаждой чего-то, что им застилало поле зрения. Генрих Наваррский спас свою жизнь потому, что он занимался совсем другим. И у него тоже была честолюбивая цель, но он задвинул ее подальше, как бы в тайник своей души, хоть и ни на минуту не забывал о ней.
Прирожденный политик, он вовремя и очень точно, безошибочно определял мотивы действий окружающих опасных людей и умел каждый раз поставить их мотивы себе на пользу, делая из врага помощника. Хотя любой другой, более посредственный, человек просто бы видел лишь то, что есть на поверхности - врага, относился бы как к врагу, - и тотчас был бы и убит этим врагом.
Также, Генрих умеет точно определять суть каждого человека при помощи определённых хитрых проверок (как он сделал в самом начале с супругой Маргаритой). Присоединить к этому личное неподдельное обаяние и благородство – и он опять же обретает союзников даже в лице изначальных врагов или равнодушных.
Для меня роман – своеобразный гимн искусству политической и просто жизненной игры. Генрих знает мотивы всех и блестяще использует их, но никто не знает его мотивов. Он нагло лжет, тонко манипулирует, бешено рискует.
Это достойно восхищения, как, будучи изначально всего лишь пешкой, дрожащей от страха, но благодаря своим качествам супер-игрока, Генрих ускользнет от всех козней, и не только спасет себя, но и доберется до противоположного края доски и станет королем.