Найти тему

ПОЧЕМУ НЕ У ВСЕХ ЧУТКИХ ЛЮДЕЙ СТИХИ ВЫЗЫВАЮТ СЛЕЗЫ

.

.

.

Вызывают ли у меня, какие - либо , любимые стихи слезы ? Честно говоря , никогда. Стихи - не водка. Любимые стихи, скорее действуют как опиум , под которым закрываешь глаза и куда -то уносишься. Я лично не встречал никогда наркомана который бы лил слезы под дозой, (к сожалению, приходилось бывать свидетелем и такому), куда -то уносился, это наверное ближе . Разумеется, любые наркотики - зло , и ни к чему человека, кроме деградации, или падения наркотики не приведут, и все наркоманы - обреченные и ужасные люди. Лишь стихи, это единственные наркотики, которые можно назвать добром. В качестве примера, на меня поэзия Блока действует наркотически (особенно его стихи Никогда не забуду, он был или не был, этот вечер) , Рождественский романс Бродского, или Мне снилась осень в полусвете стекол Бориса Пастернака , не говоря о стихах Шелли, и Китса. Но особенно на меня воздействуют стихи про мандарины Ольги Бешенковской, (Мандарины зимой удивительно пахнут) , эти стихи меня уносят вначале в детство, а затем поднимают меня и над детством, и над собой уже взрослым, над временем и над миром.

Стихи у меня не вызывают слез, но слезы у меня вызывают песни и музыка. Увертюра Вагнера "полет к Венере" вызывает слезы , и так же один его красивый марш из Тангейзера, (съезд гостей в Вартбург из второго акта. ) Сколько в этом марше, помимо огромной силы, и вызова, учтивости и изящества. Разве нечто подобное встретишь в рок музыке ? А еще слезы вызывают некоторые песни Юрия Антонова, или некоторые песни в исполнении Магомаева, и даже старые песни Аллы Пугачевой. Но сильнее на меня действует наивная негритянская культура блюза 60х, ( Этта Джеймс например., Оттис Реддинг, и другие исполнители тех лет, и того далекого направления в послевоенной Америке.)

В наше время такой музыки , и таких песен нет.

***
Мандарины зимой удивительно пахнут
С первой ёлки твоей - до последней отдышки...
Вот лежишь, и зрачок ожиданьем распахнут,
И щека согревает ладошки-ледышки,
Потому что на вкрадчивых ёлочных лапах,
Расщепляясь и в каждую щёлочку юркнув,
И висит, и течёт, и баюкает запах,
Беззащитный, щекотный, щемящий, уютный...
Словно горькие губы лишь в лоб целовали,
Извиняясь как будто за каменный привкус,
Если сказочным замком сквозит в целлофане
Мандаринного детства оранжевый призрак...
Словно где-то в дали моросит мандолина,
К пробуждению тоньше, протяжней и глуше...
Ты послушай, как пахнут зимой мандарины,
Как зима
мандаринами пахнет, - послушай:
Вся, от ропотной, робкой улыбки снежинки,
Мимолётом угаданной (было и нету)
До остриженных веток, скребущих с нажимом
В аккуратной тетради начального неба...
Излучают витрины зарю мандаринов,
И смягчаются щёк зачерствелых горбушки, -
Словно всю эту зиму тебе подарили,
В новогоднюю ночь положив под подушку.
И мерцает она в серебристой обёртке,
И нельзя на неё надышать - наглядеться,
Потому что зима, что сегодня обрёл ты,
Протянула метели
от самого
детства...

О. Бешенковская, 1968 г

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАЧАЛЕ ХОРОШЕГО ТОНА В ИСКУССТВЕ

.


.

.

Почему все таки классическая музыка выше рок музыки? Приведу любимый музыкальный пример, марш пилигримов из второго акта оперы Тангейзер Вагнера, (видео с ним выше.) Эта музыка поражает мощью и силой , своим всемирным разрешением, и наверное всем тем, о чем писал Гегель, и грезил весь немецкий идеализм и романтизм 19 века. Больше того, в этой музыке есть конечно и вызов ... Более того, на примере этого марша можно понять что в Вагнере так привлекало Гитлера, и других диктаторов , (включая и Ленина и Сталина.) Но поражает меня в этом марше совсем другое. Сколько в этом марше помимо силы, не только изящества, но и учтивости по отношению к слушателю, того самого ХОРОШЕГО ТОНА в искусстве, которого сейчас просто не встретишь. Композитор учтиво приглашает слушателя и зрителя - в свой сказочный, мифичный мир, вовлекает мягко и учтиво. Разве такое вы встретите в рок музыке, даже у лучшего Цоя, или Кинчева? Рок исполнители говорят, посмотрите, какой я крутой . А Вагнер вам мягко говорит, посмотрите , какой вокруг вас особенный мифический мир . Что такое хороший вкус? Хороший вкус в искусстве это хороший тон, который соблюдали все большие композиторы, и почти не соблюдали рок музыканты.