На практике много случаев, когда банки подают в суд на своих клиентов из-за нарушения выплат по кредитам. Но возможны и обратные ситуации, когда в суд с исками к банковским организациям обращаются заемщики и владельцы счетов. Как защитить свои права перед банком и в каких случаях стоит обращаться в суд с иском? Рассказали в статье.
Когда стоит подавать в суд на банк?
Любой субъект гражданского права, за исключением нерезидентов РФ, может подать иск в суд на банк, если тот нарушает его права.
Разногласия в области предпринимательства с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей занимается арбитражный суд. Для административных и гражданских дел с участием физических лиц отведен районный (городской) суд. Также существует мировой суд, куда могут обращаться как юридические лица, так и физические.
По вопросам кредитования
Заключая кредитный договор заемщик обязуется выполнять условия, прописываемые в нем, например, регулярно вносить платежи по кредиту с начисленными процентами. Ответственность за соблюдение условий договора несет и банк. На него можно подать иск в суд, если:
- В одностороннем порядке банком были изменены условия кредитного соглашения. К примеру, необоснованно повышена процентная ставка;
- Введены комиссии на необозначенные в договоре платежи;
- Из-за отказа от навязываемых банком услуг выросла полная стоимость кредита;
- Принято отрицательное и противозаконное решение об отказе заемщику в кредитных или ипотечных каникулах (если это противоречит закону);
- Банк препятствует заемщику в досрочном закрытии кредита (если это не противоречит условиям договора);
- Оспаривается расчет процентов или сумма долга по договору.
Нет смысла обращаться с иском в суд, если банк отказал вам в выдаче потребительского или ипотечного кредита. Банк устанавливает собственные условия для заемщиков и имеет законное право отказать в выдаче средств. Исключение могут составить программы кредитования с господдержкой, для которых деньги выделяются государством. Соответственно, и условия для таких программ устанавливаются законодательством.
В ряде случаев иск на банк подают, когда его представители превышают полномочия при взыскании долга, названивают родственникам и знакомым заемщика.
Проблемы в предоставлении банковских услуг
У клиента могут возникнуть следующие основания для написания искового заявления:
- отказ в оформлении и выдаче карты;
- отказ в выдаче средств с карточки или счета;
- аннулирование вклада без законных причин;
- блокировка и закрытие счета или карты и незаконное списание средств;
- ошибка со стороны банка при денежном переводе;
- ввод комиссий или превышение установленной оплаты за банковские операции.
Если банк допустил ошибку при денежном переводе, клиент может потребовать возврат средств. Отказ банка в возврате - весомая причина подать иск в суд.
Факт мошенничества
При выявлении мошеннических действий для начала стоит обратиться в полицию. Поводом может стать использование ваших паспортных данных для оформления кредита и хищение средств со счетов. Далее необходимо договориться с банком о проведении служебного расследования.
Досудебное разбирательство
Перед обращением в суд можно попробовать урегулировать споры мирно, без вмешательства представителей уполномоченных инстанций. Досудебное решение вопроса может поспособствовать:
- в сборе доказательств для подачи иска;
- урегулированию некоторых спорных моментов (снизить процентную ставку посредством рефинансирования, провести перерасчет или разблокировку счета);
- демонстрации добросовестности истца перед судом.
Если ваши права потребителя были нарушены, можно обратиться в суд сразу после выявления правонарушения, но с обязательным соблюдением порядка предъявления претензий при урегулировании споров.
Что подготовить перед обращением в суд?
Защитить свои права можно самостоятельно или через уполномоченного представителя с оформлением нотариальной доверенности. Предусмотрены варианты подачи иска в канцелярию, по почте и через судебные порталы. Для подачи иска онлайн вам потребуется подтвержденная электронная подпись. *Обращение в суд через портал Госуслуг невозможно.
Чтобы заявление с документами не были отклонены, необходимо продумать текст заявления заранее. Обязательно конкретизируйте:
- предмет спора и цену иска;
- список доказательств;
- перечень ответчиков и иных ответственных лиц;
- список доказательств, необходимых для рассмотрения дела.
Нарушение правил подсудности влечет за собой отказ от рассмотрения иска с его возвратом. Выделим ключевые правила:
- мировой суд разбирается с делами с ценой иска до 100 тысяч рублей при защите потребительских прав, до 50 тысяч — при имущественных спорах;
- арбитраж принимает иски о банкротстве, он же решает споры экономического характера;
- городские (районные) суды разбирают дела, не относящиеся к компетенции мирового.
При нарушении банком потребительских прав, обращайтесь в суд по региону своей прописки, по иным спорам — по месту регистрации ответчика.
Что фиксируют в исковом заявлении?
Истец может обратиться в суд на банк, чтобы взыскать средства и компенсировать моральный вред, вернуть незаконно списанные деньги, отменить решения или принудить компанию к определенным действиям, расторгнуть договор. В заявлении должны прописываться:
- наименование суда;
- расчет цены иска;
- информация о заинтересованных лицах;
- список требований и приложений;
- суть нарушения;
- дата подачи иска, подпись заявителя.
Подача иска на банк в случае нарушения им прав потребителей не требует оплату госпошлины. В иных спорах ее размер определяется суммой исковых требований.
Подведем итог
После принятия искового заявления на банк, важно отправить копию документа ответчику. Затем нужно дождаться возбуждения гражданского дела и вынесения решения по судебному процессу. Если суд принимает сторону истца, у банка остается 30 дней для подачи жалобы. Если жалобы отсутствуют, то решение вступает в силу.
Обращайтесь с иском на банк в судебные инстанции только при наличии обоснованных причин и доказательств, подтверждающих нарушение прав.
---
Вы хотите знать больше о финансах? Загляните в наш раздел Банк знаний.
Вам нужны деньги? Обратитесь к нам.