Сказка эта хорошо известна с детства всем европейцам. Те, кто вырос в бывшем СССР скорее всего познакомились с "Красной Шапочкой" в варианте братьев Гримм, который приписывали почему- то Шарлю Перро.
Братья Гримм - знаменитые собиратели фольклора. Именно они открыли для просвещённой европейской аристократии глубины архаики породившего её (аристократию) народа. Конечно, Гримм адаптировали древний довольно жуткий сюжет для культурной публики.
Версия Гримм (Роткеппхен) 1812 год
Начало, надеюсь помнят все, поэтому обратимся сразу к развязке.
Волк проглатывает бабушку, а позже и внучку прямо в шапочке, после чего сладко засыпает. Проходящий мимо охотник (дровосек) заглядывает в хижину к знакомой старушке и обнаруживает спящего на кровати волка с подозрительно огромным брюхом. Острым ножом охотник ловко разрезает брюхо хищника, пока тот не очухался. Операция прошла удачно, бабушка спасена и жалуется лишь на духоту внутри волчьего живота. Внучка тоже цела и невредима в своей милой шапочке.
Однако, до Гримм существовала версия Шарля Перро, в которой нет никакого хеппи энда. Волк сжирает бабушку и внучку. И на этом всё.
Да, ещё следует отметить, что шапочка представляла из себя как бы капюшон с накидкой и называлась шаперон.
Зато Перро снабдил сказку поучительной моралью в конце.
Детям, а тем более привлекательным, хорошо воспитанным барышням никогда не следует разговаривать с незнакомцами. Иначе они вполне могут накормить волка ужином.
Далее следует пояснение, кого именно Перро называет "волками" С виду это вполне приличные люди, но стоит проявить излишнюю доверчивость, как они показывают свою волчью натуру.
Вариант Перро датирован 1697 годом, но и этот вариант сильно смягчён по сравнению с оригинальным сюжетом.
Откуда же пришла Красная Шапочка?
За сотни лет до Гримм и Перро бабушки Нормандии и Бретани, Прованса и Бургундии, Саксонии и Италии рассказывали сказки своим внукам. Интернета и телека в те времена не было, вот и приходилось людям довольствоваться искусством сказителей.
Сюжеты кочевали от деревни к деревне, обрастая новыми деталями в зависимости от места и событий эпохи. Поэтому докопаться до самого изначального варианта просто невозможно. Но можно говорить об устойчивых сюжетных блоках.
Итак.
Бабушка живёт одна в лесу
Почему?
Содержимое корзинки у разных народов своё. Итальянская Красная Шапочка несёт бабушке рыбку. Швейцарская - головку сыра. Француженка даже бутылочку вина. Русская - пирожки и масло.
Мать предостерегает Красную Шапочку, чтоб она ни с кем не разговаривала в лесу.
Фольклористы и этнографы скажут, что лес у всех народов место особое противопоставленное человеческой культуре. В лесу происходят обычно обряды инициации,
Но Красная Шапочка встретив в лесу волка тут же нарушает запрет.
Почему?
Далее во французском варианте говорится, про две тропы. По одной идёт Волк, по другой - Красная Шапочка. При чём тропы имеют символическое название. Красная Шапочка пошла по "пути булавок", а Волк по "пути иголок"
В средневековье существовало поверье, что ведьмы и колдуны не чувствительны к уколам игл
Добравшись до бабушки, Волк не просто загрызает старушку. Он отливает немного крови в бутыль и отрезает кусок мяса. Всё это Волк оставляет на столе и дождавшись прихода девочки предлагает ей в качестве перекуса.
В этот щекотливый момент появляется кошка и кричит человеческим голосом.
- Ах ты распутница! Ты же ешь собственную бабушку!
Однако, Красную Шапочку это не смущает и в кошку летит деревянный башмак.
Начинается диалог с Волком, правда, несколько странный для нашего восприятия.
- А теперь снимай свой красный шаперон и лезь ко мне в постель, - командует Волк
- Куда же я повешу свой шаперон? - беспокоится Красная Шапочка
- Брось его в огонь. Он тебе больше не пригодится, - отвечает Волк, - и снимай платье
- Куда мне повесить моё платье?
- Кидай его в огонь!
В огонь летят и чулки. После этого Красная Шапочка оказывается под одеялом с Волком и он её проглатывает.
Таков конец у этой жутковатой средневековой сказки, у которой прослеживаются, кстати, католические корни. В том смысле, что сюжет явно появился в христианскую уже эпоху.
Вино из крови и кусок бабушкиной плоти ни что иное как часть чёрной мессы.
И гибель Красной Шапочки в пасти оборотня с точки зрения добропорядочного большинства вполне закономерна.
Участие в чёрной мессе в средние века было самым распространенным обвинением предъявляемым всем неугодным в том числе.
Красная Шапочка в России издавалась более ста раз. Какая популярность!
Образ волнует творческих людей до сих пор. Вот, например, как увидел Красную Шапочку венгерский иллюстратор Андерс Барануй
Спасибо за внимание!