К расстановщику клиент обратился с таким запросом:
«В моей жизни часто встречается один и тот же сценарий – сценарий несправедливого отношения ко мне со стороны окружающих вплоть до открытого конфликта. На работе с коллегами или начальством, в семье – со свекровью или тещей, в бизнесе – с конкурентами и завистниками. Ситуации внешне могут казаться разными, а мои ощущения всегда одинаковые – бессилие, злость, обида, желание отомстить».
В расстановке такую конфликтную ситуацию можно начать анализировать с помощью:
- традиционной схемы: «Клиент», «Оппонент клиента» и «Конфликт» (акцент на анализ отношений конкретных персонажей);
- схемы расстановки на симптом: «Клиент», «Симптом (повторяющаяся ситуация») и «То, что надо увидеть за симптомом» (акцент анализе вклада клиента в ситуацию; оппонент только декорация, он только подсвечивает внутреннюю бессознательную тенденцию клиента);
Но самой простой для реализации является схема - «смещения» энергии конфликта из контекста прошлого в контекст сегодняшнего дня.
Для реализации такой схемы анализа в поле расстановки выставляются сразу четыре фигуры (две пары) заместителей:
- «Клиент» и «Оппонент клиента» в контексте сегодняшнего дня;
- «Тот, кого повторяет Клиент» и «Тот, кого повторяет Оппонент клиента» в контексте прошлого семейной системы клиента;
В этом случае расстановочное волшебство заключается в том, что клиенту сразу очень наглядно видно, что пара в современном контексте очень точно повторяет пару из контекста далекого прошлого.
И тогда решение напрашивается само собой – вернуть смещенную энергию конфликта туда, откуда она появилась.
«Дорогие родственники!
Я сегодня со всей очевидностью убедился, что энергия повторяющихся конфликтов в моей жизни лежит в вашей истории и принадлежит вашему времени.
Время у вас было такое, тяжелое, опасное.
Я не знаю, кто прав, кто виноват. У каждого из вас была своя правда.
Я всех участников вашей ситуации уважаю, никого не сужу!
Я сегодня с великим уважением ваше оставляю вам.
А сам буду жить своей жизнью, своими чувствам, своими решениями.
Смотрите на меня доброжелательно!»
После этих слов клиент разворачивается в сторону своих целей и занимает своё собственное место в расстановочном поле.
А оппонентам многочисленным клиент говорит:
«Благодарю вас, дорогие мои!
Благодарю за то, что подсветили для меня мою ситуацию!
Увидел я системные причины и факторы влияния, ситуацию исправил, так что больше не надо для меня прежнюю роль оппонентов играть.
Я в эту игру наигрался. Больше не надо.
Приглашаю вас к прекрасным взаимовыгодным отношениям.
Приглашаю вас к сотрудничеству».
Вот такая схема работы с конфликтом расстановке получается!
Её смело можно использовать в качестве первоначальной для анализа ситуации. Если не сработает, нужно поразмыслить шире и копнуть глубже, и применить другие схемы.
***
Написано в соавторстве с Надеждой Матвеевой
Автор: Карпенков Юрий Витальевич
Психолог, Онлайн консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru