Иллюзионистически точные пейзажи голландца Дирка ван Делена впечатляют и в 21-м веке. Удивительно объемные, скрупулезно детальные картины представляются «портретами» реальных зданий, а между тем, все это – лишь плод воображения автора.
Дирк ван Делен – голландский художник 17 века, малоизвестный, но весьма занятный. Его биография вся в белых пятнах: непонятно, у кого учился. Может быть, у Франца Халса, может быть, у Хендрика Аэртса... Ясно только, что учился в Делфте, потом несколько раз переезжал по Голландии, жил в Антверпене и не только. Трижды женат, трижды вдовец, ни один из детей не пережил отца.
Биография ван Делена не слишком интересна, в отличие от его творчества. Как и многие голландцы, он создавал скрупулезнейшие в деталях картины. В основном, это были интерьеры – дворцовые и церковные. Мое внимание они привлекли подавляющей масштабностью и великолепием, а также тем, что вся эта красота – по большей части плод фантазии художника. Он не писал с натуры, он выдумывал и ему это здорово удавалось.
У Дирка ван Делена были и более камерные интерьеры – вот, к примеру, «Интерьер с дамами и кавалером», и по этой картине хорошо заметно, что художник очень здорово писал архитектуру, а вот люди ему не слишком удавались. Во многих его работах, как считают исследователи, людей писали другие мастера - обычное дело для голландского искусства того времени.
В архитектуре ван Делен был «всеяден», любил писать как готические, так и ренессансные и барочные здания. «Архитектурная фантазия» - изображение идеализированной городской площади: лоджия (открытая сбоку галерея или комната), мраморные колонны, балюстрады, арки и скульптуры — все это происходит из классического греческого и римского искусства и архитектуры. Тщательность исполнения поражает.
Особое, почти осязательное, ощущение объемности создается благодаря блистательной работе художника со светотенью и перспективой. Ван Делен, вероятно, никогда не бывал в Италии сам, но несколько его коллег-художников там были. Когда знаменитый Рубенс вернулся в Антверпен после долгого пребывания в Риме, он построил дом, вдохновленный классическими стилями. Его ван Делен тоже использовал в качестве источника вдохновения. В саду Рубенса стояла статуя Геркулеса, ван Делен поместил ее на фонтан в центре картины.
В центре богатая дама обсуждает с адвокатом свои дела, другие посетители дожидаются своего времени. Внизу в центре изображены играющие дети, справа – слуги и помощники адвоката. Но самое главное здесь – сам интерьер и его детали: картины на стенах, деревянные панели, витые колонны, потолок и пилястры, векселя, мешочки с деньгами и другие документы на стенах. Среди прочих интересностей на картине можно разглядеть и эффектную подпись автора - на деревянном фронтоне над дверным проемом.
На некоторых картинах ван Делена можно заметить любопытные детали из жизни современных художнику голландцев. Ниже посреди итальянской архитектуры прогуливаются состоятельные голландцы, а за ними можно увидеть спортсменов - игроков в каатсен. Это старинная голландская забава, игра в мяч, вероятно, что-то вроде гандбола.
А вот на этой картине в декорациях изысканнейшей барочной архитектуры (какая лоджия, глаз не оторвать!) играют в боулинг:
Иногда в фантазийные архитектурные декорации вплавлялись религиозные сюжеты, как, например, в картине "Сусанна и старцы". На фоне грандиозной уходящей в глубину перспективы колоннады разворачивается сцена из Ветхого Завета. Два старика подглядывали за красавицей Сусанной во время купания и были так увлечены ею, что захотели большего. Однако девушка не ответила на их приставания так, как им хотелось, и они обвинили ее в прелюбодеянии, что каралось смертью. К счастью для Сусанны, пророк Даниил уличил во лжи этих мерзких стариканов, и все закончилось благополучно. Для Сусанны, конечно, а не для старцев, их казнили.
Впрочем для ван Делена ветхозаветный сюжет - лишь повод для разработки впечатляющего архитектурного вида)
Один из наиболее любопытных деталей в живописи для меня - картинка в картинке. В 17 веке были распространены изображения своего рода картинных галерей. Ниже мы видим семью, окруженную со всех сторон произведениями искусства: на стенах картины, на столе скульптуры. Есть мнение, что на картине изображены антверпенский коллекционер Антон ван Лейден и его семья. А картины - работы ведущих голландских мастеров 17 века, большей частью это религиозные сюжеты, но есть и анималистика и натюрморты.
В общем, прекрасный художник Дирк ван Делен. А вам нравится?