Я тебе умный вещь скажу, но только ты не обижайся.
Правда, вещь, насколько умный, настолько и спорный. Но, всё равно, скажу. Пришла мне тут, на днях, мысль, что изо всех отечественных предпринимателей, больше всего от скатывания в дикий капитализм выиграли строители. Более того, именно они, а не пресловутые нефтяники, являются той силой, которая и сегодня влияет на власть.
Отвлекусь на историю. Моë поколение должно помнить фильмы Дамиано Дамиани, разоблачавшие итальянскую мафию 60-70-х годов. Какой бизнес был основным у этих мафиози? Правильно помните - строительный. Там ещё трупы врагов в бетонные стены замуровывали. Кстати, строительный бизнес был и у мафиози, ставших профсоюзными боссами в "Однажды в Америке". Да и сама фишка про тазик с цементом, вместе с которым бросали в воду, тоже вряд ли на металлургическом заводе зародилась. Очень криминалоëмкий бизнес. Воровали на стройке всегда, в том числе и в советкое время. Сам живу в доме, который не могли сдать, по строительным и санитарным нормам, как жилой, поэтому перевели в статус семейного общежития. Помню, надо было деревянную пробку вставить, чтобы повесить шторку для ванны. Шлямбур, после первого же удара молотком улетел в туалет. Оказалось, в раствор забыли добавить цемент (преувеличиваю). Хорошо хоть не в унитаз улетело. А в Спитаке, после землетрясения мой хороший знакомый работал на завалах. Если бы цемент не воровали, не сложились бы так дома. Во всяком случае, меньше было бы жертв и разрушений.
Вспоминаю военные сборы в Еланском гарнизоне, после военной кафедры УПИ. Мне, как всегда, "повезло". Видимо, отсчитывая, как принято, по алфавиту, меня не поставили служить со своими, теплофаковцами. В нашем, третьем, взводе, только сержант был не то с промтеплоэнергетики, не то с ТЭЦ. Для меня, турбиниста, вообще впадлу было подчиняться выпускнику низшей специальности (почти шутка, просто мужик был говно). А вот остальные были со стройфака. Элита института, хотя, по хорошему, умные шли на физтех. На стройфак шли мажоры. Вчера понял, кого, спустя много лет, напоминают эти мажорики. Кто смотрел Ментовские войны, вспомнит момент в сериале, когда ментура превратилась в общество с очень ограниченной ответственностью. И пришли такие персонажи, как Ковалëв, Гущенко и другие. У которых в глазах только баксы. Вот эти ребятки были ровно такими же, но на несколько десятилетий раньше. В 1982-м. Общий язык с ними было найти сложно, все разговоры лишь о шмотках и том, какие делишки они начнут обделывать сразу после снятия сапог и танкистской формы. Спросил, как-то, почему они выбрали дорожное строительство, а не обычное домостроение. Посмотрели, как на идиота. - А что украдëшь на стройке? Мешок цемента, десяток кирпичей? И то, легко спалиться. А на дороге, сделай толщину щебня, отсева и асфальта на сантиметр меньше - с каждого километра прибыль. -
Такие вот комсомольцы и офицеры запаса начала 80-х.
Давайте теперь смотреть, представители каких профессий из СССР, получили бОльшие преференции от его развала и начала капитализма (блин, аж зубы сводит от этого марксистского термина!)?
Бесспорно, чиновники от КПСС, а особенно от Комсомола. Те самые, пресловутые, олигархи 90-х, это комса, поднявшаяся, в основном за счёт денег и связей Комсомола. Здесь райкомы, условные, сыграли роль масонских лож, опять же, условного, Братства Плюща. В этом была своя логика, люди 30-40 лет ещё не далеко оторвались от своих институтских и университетских связей, а большие дела проще начинать с теми, кому хоть немного доверяешь. А однокурсники уже есть на разных уровнях, от чиновников, до силовиков. Эти люди и захватили торгово-финансовую сферу. Из них состояла Семибанкирщина и они являются лицом (мурлом) олигархии 90-х. Курировали, самых перспективных, естественно, чекисты, они же, впоследствии, перехватили бизнес у самых неадекватных. Но, ни силовики, ни, тем более, комсомольские функционеры, не являются профессиональной гильдией. Тем более, не тот уровень, чтобы совершать перевороты, подобные развалу Союза.
Кто ещё был заинтересован? На ум приходят газовики и нефтянники. Вот только люди, бывшие в этой сфере, и в СССР жили в шоколаде. Кроме официальных льгот и надбавок, в этом государстве в государстве, была своя система свой-чужой. Своего можно было вытащить на самый возможный карьерный и финансовый верх. Чужого отсекали сразу. Будучи отодвинут от кормушки, человек искал другое место применения своих сил. Дон Корлеоне отдыхает. Квартиры "своим", в любом областном центре страны, по отработке пяти лет на трассе, это самый мизер. На следующей ступени - полëты на вертолëтах на пикники, в пределах зоны действия министерства нефтяной и газовой промышленности. Можно и охоту на сайгаков организовать, вертолëтный парк свой ведь. Для своих же, снабжение, как в Берëзке, благо, валюта в системе была. Не случайно ведь, за год правления Андропова, было расстреляно несколько начальников ОРСа станций. Наш, западенец, помню, от страха, похудел кило на тридцать. Не успел Юрий Владимирович. Ещё тема. Если в районе есть Компрессорная станция, то вся власть района крутится вокруг неë. Ни обком, ни прокуратура не указ. Помню, приехал в райцентр, из Свердловска уже, подать в суд на бывшего работодателя. Адвокат посмотрел документы, потом, с жалостью, на меня.
- Ты идиот? Суд ты выиграешь, без вариантов, все документы об этом говорят. Если доживëшь. Суд должен быть в районе, район в кармане у твоего бывшего начальника. Ему даже слова говорить никому не надо, болото большое - никто не найдëт. -
Это не 90-е. Это 84-й год. Не было необходимости у газовиков и нефтяников рушить страну. Наверняка, у самой верхушки, уже тогда была недвижка за бугром. Наоборот, тогдашнее начальство, люди прошедшие путь от вагончика в тундре или пустыне до должности в Москве или Брюсселе, от развала Союза проиграли. Довольно быстро их вытеснили с руководящих должностей менеджеры, безликие, но более сильные в интригах. Это ещё спасибо, мы все, кстати, должны говорить Черномырдину, что газовую систему сохранил, организовав в 89-м Газпром. Нефтянке повезло меньше. У меня к Виктору Степанычу претензий полно. И за Югославию. И за Украину. И личных - его фамилия тоже была в списке тех, на кого я в суд недоподал тогда. Но за Газпром, сохранëнный, как единое целое - низкий ему поклон! И за сделку с Гором по урану, казавшуюся тогда ошибкой, но выведшую Россию на первое место в мире по экспорту топлива для атомных электростанций и по строительству их по всему миру. Очень важная экспортная составляющая. Нет, не газовики с нефтянниками устроили развал. Я сегодня могу лишь одного нефтяника, прошедшего снизу до вершины, назвать. Это Алекперов. Большинство проиграли в этой войне.
Тогда может металлурги? В Союзе действительно сложно было торговать за бугор. И уж точно, никто не мог делать это самостоятельно, без решения партии и правительства. А хотелось очень уж. Не исключаю, что красные директора-металлурги приложили свою руку к движению в пропасть. Вот только их сменили эффективные менеджеры ещё раньше, чем элиту нефтянки. У нас в области есть один металлург по образованию, которого, привычно, зовут олигархом, хотя время олигархов кончилось давно. Речь про Андрея Козицына и его УГМК, очень уважаемый у нас холдинг. Но, что характерно, в этот холдинг, среди прочих, входят и несколько строительных компаний. Кстати, вокруг них и произошëл майдан в сквере на Драме в 2019-м, в Екатеринбурге. Обиженный конкурент Козицына, к тому же родственник тогдашнего сенатора, по слухам, приложил руку. Его люди, в лице Ройзмана, были среди организаторов, точно.
Вот мы и вернулись к нашим строителям. Как вы помните, строители и в Союзе не гнушались заработать левачка. Чем больше строек, тем больше денег, в том числе серых и чëрных. Ещё будучи первым секретарём обкома, Ельцин очень активно пробивал строительство жилья. Если у вас в регионе были МЖК и вы знаете, что это, то знайте и то, что систему МЖК придумал и внедрил Борис Николаевич. Может, не сам придумал, но пробивал точно он. Теперь я, будучи математиком, буду экстраполировать события в своëм регионе на всю Россию, с чем можете соглашаться, можете нет.
Ельцин - строитель. Россель - строитель. Вся команда губернатора Росселя в 90-е связана со строительством. Сам работал в шараге, ремонтной, в основном объекты энергетики. Хозяин был близким к Росселю человеком. Отсюда же знаю интересную тему. Шла первая чеченская. Директор вызвал нас, нескольких прорабов, предложил командировку в освобождëнный район. Восстановление котельной. Работяг можно не брать, но самому там покрутиться какое-то время. Восстанавливать не надо, надо просто "сдать" объект, потом его снова "взорвут". Я и так не собирался ехать, но был старший товарищ, много лет в Грозном проживший и уехавший незадолго до 91-го. Как он орал на директора, до сих пор радостно вспомнить. Больше нам не предлагали. Но кто-то же "восстанавливал"?
Да, основной соперник Росселя, мэр ЕКБ Чернецкий, не будучи строителем по образованию, тем не менее, создал одну из первых в регионе строительную фирму. Смотрите выше про конфликт на Драме, это они конфликтовали с православным фондом, принадлежавшим конкуренту. Это Чернецкий провëл Ройзмана в мэры. Народ то, до сих пор верит, что сам выбрал.
Строительные холдинги могут всë. Именно там 90-е не закончились. Строители до сих пор, по всей стране, сжигают дома, предназначенные под снос, если жильцы не торопятся съезжать. Строители до сих пор, открыто, сносят исторические памятники, если они им мешают. Как правило, не удаëтся установить, кто же конкретно приказал? Ай-яй-яй, какой мерзавец. Накажем, если найдëм. Но сейчас-то чего уж. Кстати, только мне напоминает случай, когда Ельцин снëс за ночь дом инженера Ипатьева? Ай-яй-яй.
Строители до сих пор легко переводят землю любой принадлежности, включая сельхозназначения и в природоохранной зоне, в землю, пригодную для строительства. Сам, был грех, устанавливал трубу для котельной в Приобье, имея на руках явно левую экспертизу геологоразведки. Если ещё стоит, я рад.
Строители вертят властями на местах, как хотят. Не буду намекать на коррупцию, вдруг это по доброте душевной.
Ну и, пора двигаться к концу - строители это основной источник притока мигрантов из Средней Азии в Россию. Причём, началось это задолго то возникновения так называемого дефицита рабочих рук. Хватало тогда рук. Совести у глав строительных корпораций не хватало. Не хотели они русским платить. Слишком много, по их мнению, мы требовали. Вот этот демпинг заработной платы и стал первопричиной завоза бывших соотечественников. А потом понравилось, втянулись. Не просто меньше платишь - у них же прав гораздо меньше. В чужой стране, часто без паспорта, без знания языка, особо не покачаешь права. Рабство 21-го века. Кроме того, теперь это самостоятельный бизнес. Из диаспор присутствуют старшие, надсмотрщики по сути. Они вызывают людей из своей страны, привозят их, распределяют по объектам, устраивают жильë. Чаще всего, прямо на объекте. Сегодня много хайпа по поводу мигрантов. Тема действительно перезрела. Но вы думаете, хотя бы Бастрыкин со своим ведомством сможет совладать с этим спрутом? Ой ли?
Есть у меня идейка. Так, навскидку, наверняка есть варианты и получше. Объëмы строительства сегодня напрямую зависят от ставки рефинансирования. Под само строительство строитель всегда берëт кредит. Покупатель, сегодня, тоже, в большинстве случаев, берëт ипотеку. Нет кредитов - нет строек. Строитель переходит с чëрной икры на красную. Предлагаю ставку рефинансирования поднять до максимально возможного уровня. Как посчитать, надеюсь Эльвира Сахипзадовна знает. Если что, Мишустин поможет. И подождать, пока строительный рынок перегреется. Во-первых, излишек мигрантов уже уедет, сам, своим пешком. Во-вторых, разъярëнных строителей садим за стол переговоров вместе с силовиками, банкирами, той же Набиуллиной и разрабатываем новую миграционную политику. Вы нам снижаете количество мигрантов из опасных с точки зрения экстремизма, регионов - мы вам снижаем % на ипотеку и кредиты на нужды строительства. Если вы замените среднеазиатов на других, хоть местных, хоть северокорейских - вам, бонусом, ещё скидочка.
А иначе будем вечно бодаться в этом болоте коррупции.