Психологи относят меланхоликов к слабому типу психики. Они боятся новых обстоятельств и людей, очень ранимы и обидчивы. Детей с меланхоличным темпераментом можно охарактеризовать как спокойных, медлительных и сдержанных. Они глубоко переживают происходящие события, но очень редко показывают это. По их речи и мимике часто невозможно понять, что же именно они испытывают в данный момент. Движения меланхоликов лишены порывистости, отличаются некоторой замедленностью.
Как правило, эмоции меланхоликов носят отрицательный характер. Человек с таким темпераментом с опаской относится ко всему новому. В некоторых случаях люди-меланхолики могут казаться замкнутыми и отчужденными, у них также может сформироваться боязнь всего нового и необычного (иногда даже боязнь новых людей). Такие люди могут в течение нескольких лет придерживаться одного стиля, пользоваться одними и теми же брендами, наводить уборку в давно установленном алгоритме.
Неудачи они переживают довольно тяжело, но не всегда показывают это. Критика, особенно необоснованная и высказанная в грубой форме, может глубоко ранить меланхолика, привести к эмоциональному срыву. Благодаря своей чувствительности меланхолики обладают высоким творческим потенциалом и часто преуспевают в музыке, литературе и искусстве. Эмпатичность помогает им глубже понимать человеческую природу, поэтому они всегда готовы выслушать, поддержать и помочь.Настроение меланхоликов подобно маятнику — колеблется из одной стороны в другую. За один день, насыщенный разными событиями, такого человека может охватить едва ли не все эмоциональные состояния, начиная с радости и восторга, заканчивая печалью и тоской. Речь приторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота.
Характерные для меланхоликов качества:
*** Перфекционизм. Люди с таким типом темперамента быстро привыкают к определенному, идеально выстроенному порядку, которого неукоснительно придерживаются и нередко требуют этого от окружающих.
*** Стабильность. Меланхолики славятся устойчивостью взглядов, принципов, интересов и хобби.
*** Рефлексия. Люди-меланхолики способны предаваться глубоким размышлениям, хорошо отслеживают свои мысли и анализируют свои и чужие поступки.
*** Преданность своим взглядам и идеям. Несмотря на то, что меланхолики стараются обходить стороной конфликты, в спорах они будут упрямствовать, до победного отстаивать свое видение ситуации, точку зрения.
*** Пессимизм и склонность к интроверсии. Меланхолики часто ожидают худшего и предпочитают находиться в одиночестве или в узком кругу близких друзей.
Дети-меланхолики тихие, добрые, застенчивые, при присутствии незнакомых людей могут испугаться, расплакаться, перестать разговаривать. Они всегда стараются избегать конфликтов, отличаются впечатлительностью, любят проводить время наедине с собой и могут очень болезненно реагировать на критику или замечания в свой адрес.
Детям-меланхоликам приходится сложнее, чем взрослым: часто они не могут понять и принять свои особенности, а высокая чувствительность обостряет отношения с внешним миром. Поэтому, прежде всего, родителям необходимо научиться общаться с ними, учитывая особенности механизмов психики. Например, детям-меланхоликам крайне важно чувствовать, что их любят и получать одобрение, их нельзя критиковать без похвалы, а главное, их надо искренне принимать. Необходимо, чтобы родители донесли, какие механизмы адаптации к внешнему миру ребенок может использовать и как ему восстанавливать силы, когда что-то идет не так.
Особенности обучения
Помешать успешному обучению меланхоликов может их медлительность и утомляемость, сложность переключения между различными видами деятельности, негативная реакция на неудачи и критику. Сделать обучение таких детей более успешным позволит:
*** Постепенное, а не быстрое включение их в работу – не требуйте от школьника немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания;
*** Формирование уверенности в себе и собственных силах;
*** Частая похвала – необходимо найти в деятельности ребенка плюс, обратить на это его внимание и похвалить;
*** Создание доброжелательной атмосферы;
*** Разговор с учителем и просьба излишне не критиковать ребенка, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке (то же касается и критики со стороны родителей);
*** Разбиение работы на блоки, возможность взять паузу и передохнуть, если нужно выполнить слишком много;
***Обеспечение ребенку достаточного количества времени на обдумывание, выполнение и проверку задания;
***Снижение влияния различных отвлекающих факторов при выполнении школьником домашнего задания (разговоры, телевизор, музыка и прочее).
У таких детей важно выявить таланты, которые часто бывают скрыты, или ребенок в силу своей замкнутости не проявляет себя. Такому ребенку нельзя делать публичных замечаний – это провоцирует развитие серьезных комплексов. Также избегайте крика, давления и приказного тона. Нуждаются в тактильном контакте. При выборе дополнительной и учебной деятельности необходимо помнить, что для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения деятельность; ему хорошо подойдут занятия художественным творчеством, точной механикой, искусством (деятельность не должна вызывать сильного нервного напряжения).
В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения. У учащихся с меланхолическим темпераментом следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества. В обучении ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой.
Круг знакомств тоже следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребенок освоится этот круг можно расширить. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от занятий, не разговаривают со сверстниками. Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах. Надо учесть, что меланхолики – интроверты. Они чаще планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.