ARTinvestment.RU анализирует продажи русского искусства на зарубежных аукционах — в цифрах, фактах и выводах
С 2024 года ARTinvestment.RU подводит итоги аукционного сезона в максимально реальном времени — ежеквартально, на основе собственных баз данных (на которые рекомендуем подписаться, чтобы получать обновления еще чаще, буквально ежедневно). Перед вами второй материал, касающийся первых шести отчетных месяцев нового аукционного сезона, включая сравнение первых двух кварталов. И касается он оборота русского искусства на западных аукционах.
Напомним, что в оборот русского искусства мы включаем результаты аукционных сделок с произведениями всех художников орбиты русского искусства, которые родились или долгое время жили и работали на территории Российской Империи / СССР / России, включая Марка Ротко, Хаима Сутина, Марка Шагала и Василия Кандинского.
Таблица 1. Основные показатели рынка русского искусства в I полугодии 2024 и 2023 годов
Начнем с главного — совокупного объема продаж русского искусства, который снизился на 43 % относительно аналогичного показателя I квартала 2023 года. Анализируя итоги I квартала, мы объясняли причину такого падения продажей работы Murnau mit Kirche II Василия Кандинского за $46,9 млн годом ранее. Если убрать данный лот из статистики продаж, цифры заметно сближаются. Другое дело, что у 2024 года не нашлось своего Кандинского: цена самой дорогой работы, авторства Марка Ротко, едва превысила $11 млн, не дотянув до среднего эстимейта (подробнее — в таблице 3).
«Призрак Кандинского» также отметился в графе средней стоимости проданных лотов в I полугодии 2023: без него она равнялась бы $50,1 тыс., что меньше $58,1 тыс., по которой в среднем продавали в I полугодии 2024. Но справедливость в цифрах превыше всего: с учетом всех данных мы имеем снижение средней стоимости проданных лотов на 23 %.
Разобравшись с главными данными, пойдем по таблице сверху вниз. Почти вдвое увеличилось количество аукционных домов, но на четверть снизилось число стран-продавцов. В конце I квартала 2024 мы наблюдали похожую картину и три месяца назад объяснили это стабилизацией выбора геополитических приоритетов (с кем быть?) и началом нового роста: об этом говорило выросшее число авторов, которых отобрали и успешно продали на торгах. Указали мы и на позицию покупателя, который утвердился в своем выборе: купленных работ меньше, но они более качественные (в том числе в денежном выражении).
Три месяца спустя, по итогам I полугодия 2024, добавим к этому еще одну характеристику — поведение продавцов (владельцев работ). В 2022 году они стеснялись (или боялись) массово показывать наличие в их коллекциях работ русских художников, в 2023-м — так же массово понесли их продавать. А с началом 2024-го стали, наоборот, придерживать (прежде всего наиболее качественные работы). Другими словами, продавцы, подобно покупателям и посредникам (аукционным домам), глядя на изменение внешнеполитической обстановки и укрепление позиций РФ верят в восстановление рынка русского искусства. Правда, железные нервы наличествуют далеко не у всех: так, с ужесточением антироссийской риторики со стороны Франции, аукционный дом Drouot оперативно «раскидал» русских художников по своим семидесяти мелким филиалам по всей стране. Макрону не сыскать, а мы — все увидели и отметили находчивость!
Следует также понимать, что на международном арт-рынке национальная принадлежность художника играет не основную роль — все решает отнесение его к определенной группе аукционных торгов. Отправил Шагала Sotheby’s на вечерние торги Impressionist & Modern Art — и он уже «международный модернист», а не русский. Что уж говорить о Ротко, воспитанном на деньги семьи Рокфеллеров, и так далее. И если взглянуть на результаты 2024 года с позиции глобального арт-рынка, то получится, что доля художников русского зарубежья в общем числе русских авторов аукционных работ, которые торговались на международных торгах (часто — без указания происхождения), составляет 17 % по количеству лотов, но 85 % в денежном выражении. Другими словами, из $81 млн $69 млн коллекционеры потратили на искусство мастеров русского зарубежья, покупая его как «международное», то есть следуя глобальным тенденциям рынка. А международный рынок, как мы знаем, сегодня переживает спад.
При этом отрадно сознавать, что из 1 396 лотов интересующей нас группы авторов, проданных в минувшие шесть месяцев на зарубежных аукционах, 1 161 (83 %) были представлены художниками, которых иначе как русскими не назовешь.
Для понимания других значений в таблице создадим еще одну — сравнив показатели I и II кварталов 2024 года.
Таблица 2. Основные показатели рынка русского искусства в I и II кварталах 2024 года
Первый бросающийся в глаза положительный знак — объем продаж во втором квартале 2024 года почти в два с половиной раза выше, чем в первом. Но если, сравнивая продажи в 2024 и 2023 годах, мы кивали в сторону $47-миллионного Кандинского, то сейчас имеем дело с $11-миллионным Ротко. Число авторов проданных работ изменилось не сильно, равно как и количество проданных лотов.
Дальше смотрим на уменьшение разницы между средним эстимейтом и ценой молотка — и одновременно увеличением средней цены продажи. А это извечный вопрос (к аукционным домам, вестимо): вы хотите, чтобы покупали дороже, но сдержанней (без спекулятивных наценок), или предпочитаете борьбу коллекционеров, с превышениями эстимейтов — но среди лотов невысокой стоимости? Первое ведет к стабилизации и росту рынка искусства, второе мы наблюдали в 2006–2008 годах. Голосуем двумя руками за первое!
Таблица 3. Топ-20 продаж русских художников на зарубежных аукционах в I полугодии 2024
По сравнению с I кварталом 2024 года полугодие в целом не показало серьезных изменений в именахпервой двадцатки. Другое дело — в самих работах: семь из десяти первых позиций заняли лоты, проданные с апреля и июнь (что подтверждает наши выводы из прошлой таблицы). При этом превышения среднего эстимейта продолжили оставаться эпизодическими — большинству лотов покупатели знали рыночную цену.
Совокупная стоимость топ-20 из 1 396 проданных лотов равняется $49,8 млн, или 61,4 % объема всех продаж. Напомним нашим читателям: у западных художников первая двадцатка редко покидает пределы 30 %. Одна из причин тому — в обилии легко вывозимых эскизов и рисунков, торгуемых в пределах $1 тыс. (а таковых в I полугодии 2024 набралось 456 шт., или 33 %).
Таблица 4. Топ-10 русских художников по капитализации на зарубежных аукционах в I полугодии 2024
По сравнению с таблицей аукционных рекордов капитализация — то есть сумма всех продаж одного художника за определенный период — вывела на первое место Марка Шагала. Правда, для превосходства над Марком Ротко с единственной работой Шагалу понадобилось продать 185 предметов. Капитализация 10 ведущих художников составляет $65,7 млн — 81,0 % выручки от остальных 453 имен. При этом в таблице 4 только Василий Поленов не относится к мастерам русского зарубежья.
Таблица 5. Продажи русских художников на зарубежных аукционах по странам в I полугодии 2024
«До свидания, Швеция, — здравствуй, Китай!» — так можно кратко озаглавить изменения в топ-10 стран проведения аукционов с русским искусством между I и II кварталами 2024 года. Да, пока что Китай представлен не материковыми аукционами, а торгами в Гонконге (на материке русским искусством торгуют давно; правда, не всегда отражая результаты в публичном доступе) — тем не менее сходу занятая 4-я строчка достойна уважения. Особенно учитывая определенную ориентацию Гонконга на современные западные взгляды. Удивительно и приятно.
Три исторически главные страны продаж русского искусства на Западе суммарно выручили за наших художников $75,9 млн — 94,6 % общемирового объема продаж русского искусства. По количеству лотов аналогичная цифра прогнозируемо (за счет менее дорогих работ) ниже — 92 %. По сравнению с I кварталом 2024 года пропорционально увеличилось количество продаж в Австрии, Бельгии и Канаде, а вот итальянские и израильские аукционы стали принимать на торги втрое меньше работ русских художников. Неужто слова западных политиков могут расходиться с делами? Чудеса, да и только.
Таблица 6. Зарубежные аукционные дома, участвовавшие в продажах русских художников в I полугодии 2024
В финале мы добрались до самих аукционных домов. Начнем с того, что первая десятка по объему проданного искусства занимает 97 % всего рынка ($78,7 млн), первая тройка — 87 % ($70,3 млн). Отметим возвращение в наш рейтинг (и на рынок в целом) дома MacDougall’s (как и Китай, ворвавшегося в топ-10 сразу на четвертую строчку и оставившего на 5-й Phillips), а также венский Dorotheum. И — да, играть в русское искусство с Гонконгом одновременно стали все аукционы «большой тройки». А еще говорят, что там, наверху, конкуренты между собой не общаются… Не верьте, читайте ARTinvestment.RU и перенимайте лучшее из международного опыта.
Таким запомнится нам I полугодие 2024 года для русского искусства на зарубежных аукционах. Впереди — аналогичный материал о внутрироссийских торгах, где уже не будет разделения на 83 % представителей русского зарубежья и 17 % просто русских художников. А главное — там будет 100 % отечественных коллекционеров.
По этим данным и составим общую картину.
Зина Фандéлина, AI
www.ARTinvestment.RU