Февральский номер литературно-художественного и общественно-политического ежемесячного журнала «Сибирские огни» за 2023 год начинает вторая часть романа Янги Акуловой «Преступная гардеробщица» (первая часть – в предыдущем номере). Главной героине Надежде снова предстоит разгадать немало загадок, находящихся в стенах театра, а также испытать яркие эмоции от общения с режиссером Погодиным и агентом частного сыскного бюро Дмитрием Михайловичем Егоровым: «Все-таки я выдержала... испытание гардеробом!» Она окинула взглядом свой участок работы, удивляясь, до какой степени все на нем осталось неизменным. Ряды вешалок на своем месте». В конце концов Надежда приходит к мысли, что «театр и жизнь – разные звери».
Поэтическая подборка Владимира Ярцева «Я снова о дождях…» проводит незримое сопоставление человеческой жизни и природы:
Не умеет природа лукавить,
Заметать не желает следы.
Или:
В саду работают шмели,
Весь день моторчиков не глушат.
Они природе верно служат –
Вот если б люди так могли!
Рассказы Андрея Королева «На краю Рая» («Отец подаст мне знак», «На краю Рая») проникнуты неиссякаемой любовью к близким людям. Герои произведений размышляют о вечном и счастливы от того, что могут испытывать подобные эмоции и чувства.
Рассказ Олега Ушакова «Гуц и святой чай» поднимает довольно сложную тему взаимоотношений окружающих с теми, кто отличается от них по причине заболеваний. Обделённый здоровьем с рождения главный герой Саша Гуц пытается после смерти мамы выжить в таком жестоком и злом по отношению к нему мире: «Добрые люди называли Гуца дурачком, а злых он обходил стороной». Только девочка Ира, защищавшая от недобросовестных соседей построенные бабушкой снежные фигуры, смогла найти общий язык с этим человеком: «Когда шел снег, девочка раскрывала зонтик, чтобы бумага не намокла. Она рисовала, а Гуц держал зонтик и чувствовал себя самым нужным человеком на свете. У него никогда не было друга, только мама, тетя, консьержка, дядя Валера и другие добрые люди, которых, как говорила мама, Бог послал ему в помощь. А теперь вот есть эта девочка, которая защищала бабушкины фигуры от всех на свете».
Поэтическая подборка Ольги Домрачевой «Холодовей» показывает неиссякаемую исцеляющую силу природных богатств:
утром встаешь с той ли, не той ноги,
пробуешь августа яблочный день на вкус.
и, скороспелой осени вопреки,
в нежный янтарь обращаешь свою тоску.
Рассказ Анны Безукладниковой «Па-па-па-а» отправляет читателя в размышления пятилетней девочки, росшей без отца, но так его хотевшей увидеть. И спустя некоторое время появляется дядя Коля.
Рассказ Олега Лузанова «Порток» показывает таинственную для главного героя Вовки Рокотова фигуру деда Портка, ставшего неким изгоем для деревенских жителей. И только по стечению обстоятельств Вовке удаётся узнать многое из жизни Владимира Егоровича.
Поэтическая подборка Анны Арканиной «Где мерзнет живая вода» поднимает тему временности всего происходящего:
Все, что было, – в общем-то, не твое.
Все, что будет, – есть ли оно вообще?
И ещё:
если осень приходит пора журавлей отпустить
и смотреть как светло им за гаснущим облачным краем
Статья Константина Голодяева «О женском движении 1930-х–1940-х годов» повествует о состоявшемся восемьдесят лет назад в Новосибирске Первом областном съезде женщин-стахановок. Автор отмечает, что особенный размах и значимость женское движение приобрело в годы Великой Отечественной войны, когда женщины заменили на предприятиях мужей, ушедших на фронт.
Очередная порция народных мемуаров (начало в предыдущем номере) Ирины Левит «Англия по-сибирски, или Воспоминания об Англии, когда там почти не было русских, тем более сибиряков» состоит из трёх сюжетных частей («Английские сказки», «Русский акцент», «Несколько заключительных слов»), связанных между собой не только темой, но и той эмоциональностью, с которой они предстали перед читательским взором. Размышления об английских приличиях, самодеятельности артистов и зрителей в театре, экскурсии по военно-морской академии, а также истории про жареные бананы и капустный пирог описаны в ярчайших красках. В заключение выводится наиважнейший вывод: «Просто везде свои традиции. И у сицилийской мафии тоже. Мы знаем только одну сторону и наивно полагаем, что и другая сторона точно такая же».
Статья Дмитрия Ермакова «От земли. Василий Шукшин» включает философские размышления автора о жизни и творчестве Василия Шукшина: «Он мне родной, как Белов, как мои братья, как отец... Так его и чувствую – родным, злым, слезливо-нервным (но не слабым), беспомощно открытым, жаждущим справедливости, ищущим веры, добрым, своим...» Мысли о бесконвойных русских мужиках, благодарность Чудикам, роман о Разине и фильм о Прокудине, воображаемый разговор с Василием Макаровичем, невстреча Рубцова и Шукшина, святость материнского сердца, – с разных сторон автор статьи открывает читателю своего Василия Шукшина: «Такие творческие люди проговаривают, показывают то, что касается всех и каждого из нас. То, что является нашей сутью. Они говорят это так, как мы бы в душе хотели сказать сами. Эти люди – выразители нашего национального характера».
Обзор подготовила Екатерина Шабунина – педагог, журнальный обозреватель и поэт – специально для проекта «Русский академический журнал».