Найти в Дзене

Что почитать? Обзор журнала «Дружба народов»

«Дружба народов» № 2, 2023
«Дружба народов» № 2, 2023

Главная тема номера журнала – цена утопии, утопии социалистической и фантастической, грезового королевства перестройки, ностальгической страны памяти и безумной ереси спятившего старика. Поэт Олеся Николаева в подборке «Жалость – сестра любви» повествует о том, к чему привели пертурбации прошедшего века, когда иллюзии рассеялись. Ирина Муравьёва в пародийно-романтическом тексте «Повесть о Белкине» показывает, что за веселыми, смешными и нравоучительными историями мелкого помещика, в причудливом сознании которого реальность обернулась чуть ли не сказкой 1001 ночи, могла стоять печальная и даже трагическая действительность (если допустить, что Белкин существовал). Владимир Тренин в новеллах представляет двух мечтателей, которые живут грезами о прекрасной спутнице жизни, но в реальности лучшие годы просто уходят. Герои Тамерлана Тадтаева и Андрея Волоса взбудоражены временем перемен, сулящим рай земной, но на поверку оборачивающимся нестабильностью, трагедией, смесью лжи и неудобной правды. Есть в перечне персонажей выпуска и два откровенно опасных для общества индивида, охваченных мечтой об индивидуальном счастье: это тронувшийся умом религиозный фанатик-дед из рассказа Игоря Корниенко и маньяк, держащий в подвале голубятни заложницу-рабыню, из новеллы Владимира Панкратова. К сожалению, приоткрывшийся мир веры не несет спасения и героине рассказа Алексея Иванова, которую вновь «засасывает» беспросветная действительность спивающегося человека.

Из публицистики в номере представлены фрагмент недавно вышедшей мемуарной книги талантливейшего графика Мюда Мечева, создавшего непревзойденные иллюстрации к древним сказаниям, «Васильки памяти» востоковеда Алексея Малашенко – остроумные энциклопедические заметки о юности, пришедшейся на хрущевско-брежневское время, воспоминания о детстве и родителях Аси Умаровой и Ганны Шевченко.

В рубрике «Жизнь в литературе» педагог Евгений Ямбург вспоминает о жизни и творчестве Марианны Гончаровой, а Евгений Абдуллаев в «Литературном барометре» сетует на молчаливо-декоративное присутствие современных поэтов в литературной жизни.

В качестве наиболее интересных вещей выпуска можно выделить поэтическую подборку Ольги Александровны (Олеси) Николаевой, сочетающую красоту поэтики с пронзительностью обращения к читателю-современнику, и произведение пограничного жанра Ирины Муравьёвой – «Повесть о Белкине». Несмотря на избранный пародийный ключ, перед нами гораздо более глубокая и художественно яркая вещь, нежели просто плод остроумной вторичности. Злоключения главного героя, добросердечного недоросля, взявшего что-то от Петруши Гринева, Обломова, гоголевского незадачливого бурсака Хомы Брута и даже тургеневского Лаврецкого, быстро превращают читателя в сочувственного советчика. Любовная связь с крестьянкой, которая стала жертвой барской причуды, бегство от ее мужа в порочную столицу, короткое знакомство с кутилой и одновременно богатым наследником, роковая влюбленность в загадочную сексуально-ненасытную дворянку, наконец, скоропалительная дуэль, окончившаяся самым неожиданным образом, и нелепый конец, когда, казалось бы, жизнь только начала налаживаться! Столь стремительный и замысловатый сюжет личной биографии помещика становится достоянием тех самых записок, на основании которых классиком якобы и были написаны легендарные повести. Эта игра в классическую русскую литературу неожиданно оборачивается чем-то большим, нежели просто развлекательное чтение или упражнение в остроумии.

Обзор подготовила Анна Аликевич – критик, журнальный обозреватель, поэт, преподаватель грамматики – специально для проекта «Русский академический журнал».

Читать