25,8K подписчиков

Как столица с широкого плеча раздала регионам трамваи, но они быстро закончились, или что теперь делать

4,5K прочитали
Беспрецедентная в мировой практике раздача существующего трамвайного парка из Москвы в другие города страны происходила совсем недавно по историческим меркам.

Беспрецедентная в мировой практике раздача существующего трамвайного парка из Москвы в другие города страны происходила совсем недавно по историческим меркам. Напомним, в 2017-2022 гг столица проводила масштабное обновление и переход на новый трехсекционный подвижной состав – вагоны Витязь-М от компании ПК транспортные системы (71-931 М). Для того, чтобы эти «червяки» смогли поместиться в столичных депо нужно было освободить место и отправить из столицы эксплуатируемые на тот момент вагоны. Эти трамваи еще не выработали свой ресурс и в регионах такому бесплатному подарку были рады.

Московский трамвайный парк. Справа современный "Витязь-М", слева - полунизкопольные КТМ-623 "рыжики". фото сайта https://transphoto.org
Московский трамвайный парк. Справа современный "Витязь-М", слева - полунизкопольные КТМ-623 "рыжики". фото сайта https://transphoto.org

Москве для обновления нужно было 500 новых трамваев для обслуживания 35 трамвайных маршрутов, протяженность которых составляет 418 км в однопутном исчислении, а объем ежедневных перевозок более 700 тысяч пассажиров. Конечно, это в несколько раз меньше объема перевозочной работы московского метрополитена. Но несмотря на это трамвай является важнейшей составной частью рельсового каркаса столицы. Сегодня все в нашей стране знают, как преобразился столичный трамвай, какие красивые, современные и бесшумные вагоны обслуживают столичных пассажиров, всем на зависть.

Столичный вагон в Новосибирске. Фото автора
Столичный вагон в Новосибирске. Фото автора

А в целом, трамвайный парк страны насчитывает более 7000 вагонов, они выполняют важную перевозочную работу в городах разной величины страны. К сожалению, возраст этого парка свидетельствует о том, что сроки амортизации подвижным составом уже давно пройдены. Но о таких кардинальных преобразованиях этого вида городского пассажирского транспорта большинство российских мегаполисов могут только мечтать. Вдобавок, переданные из Москвы вагоны лишь несколько ослабили остроту проблемы замены парка, и не решили кардинально ее.

Почему задерживается обновление такой важной отрасли городских перевозок? Причина такого положения одна – дороговизна подвижного состава, отсутствие в городских бюджетах средств на масштабные инвестиции по строительству новых линий, либо реконструкции инфраструктуры и приведение ее в нормативное состояние.

В результате концессионного соглашения по федеральной программе Липецк получил и новые пути, и новые трамваи. Фото сайта https://transphoto.org
В результате концессионного соглашения по федеральной программе Липецк получил и новые пути, и новые трамваи. Фото сайта https://transphoto.org

Наш канал уже рассказывал, что в 10 городах страны осуществляется федеральная программа по развитию городского электротранспорта, здесь были заключены концессионные соглашения, предусматривающие и обновление парка техники, и модернизацию инфраструктуры, и много других мероприятий. Но не всем так повезло. В других городах с повестки не снята проблема дороговизны подвижного состава, им приходится самостоятельно изыскивать средства для этого.

Если не считать состав из 4 вагонов для регионального метрополитена, цена на который доходит до млрд рублей, то второе место, конечно, занимает трамвайный вагон. Недавно, один губернатор, выступая на защите по внесению поправок в бюджет своего региона, очень резко выразился и с прямотой рассказал о существовании данной проблемы:

«Мы идем на обновление. Все это очень дорого - каждая единица техники. Купить трамвай - под 70 млн рублей, троллейбус - под 30 или уже даже под 40 млн, автобус - примерно столько же. Это огромные деньги. А потенциал инфраструктурного меню - всяких разных кредитов - тоже не бездонный. В конечном счете, эти деньги потом нужно отдавать, хоть и за 15 лет».

Сегодня вдобавок растут цены на подвижной состав как отечественного, так и белорусского производства. В позапрошлом и прошлом году контракт на одиночный трамвай составлял 71 млн руб., сегодня же вряд ли можно найти предложение по такой цене.

Полунизкопольный трамвай КТМ-623 в Магнитогорске. Фото сайта https://transphoto.org
Полунизкопольный трамвай КТМ-623 в Магнитогорске. Фото сайта https://transphoto.org

Недавно город металлургов Магнитогорск приобрел партию полунизкопольных трамваев КТМ-623, в Москве их называют «рыжиками» по характерному окрасу кузова. Это трамвай прошлого поколения, с переменным уровнем пола, который до сих пор выпускает завод «Роскосмоса» в Усть-Катаве Челябинской области. Так вот, это самое низкоценовое предложение сегодня на рынке обошлось Магнитогорску и Челябинскому региональному бюджету в 78 млн руб. за вагон.

Понятно, что цена низкопольного вагона современного поколения переходит за уровень 80 млн и стремится к 90 млн руб. Не говоря уже о многосекционных трамваях. Для примера, руководство города-миллионника Самара объявило о приобретении в лизинг трех трамваев «Витязь-М» (71-931 М), аккурат таких, которые теперь составляют костяк трамвайного парка Москвы. Три трехсекционных трамвая обойдутся в 709,8 млн руб. Легко посчитать, разделив на три, сколько сегодня стоит один такой современный вагон.

Вагон БКМ на татровских тележках прибыл в Самару. Фото сайта https://transphoto.org
Вагон БКМ на татровских тележках прибыл в Самару. Фото сайта https://transphoto.org

Впрочем, нужно отметить, что все чаще власти и руководители профильных департаментов муниципалитетов ставят на модернизацию и капитально-восстановительный ремонт. В ту же Самару недавно привезли трамвай из Минска, прошедший модернизацию. Такой вагон с обновленным салоном, установленный на обновленные тележки может еще 15-20 лет эксплуатироваться на городских маршрутах. Но самое главное, это щадящая стоимость такого подвижного состава. Аналогичный вагон этой же белорусской модели Т701 в Новосибирске оценили в 45 млн.

Что из себя представляет новый трамвай для Самары - кузов с индексом БКМ-Т701 установлен на трамвайные тележки чехословацкого трамвая Tatra T3SU. Эти тележки в среде профессионалов считаются «неубиваемыми» и характеризуются мягким ходом, даже по изношенным рельсам. Но самое главное стоимость. Этот вагон намного дешевле новых. Учитывая, что в Самаре огромный парк старых чехословацких вагонов такая модернизация сулит существенную экономию, если будет выбран данный способ омоложения парка.

Напомним, что существенно обновить парк города не удалось командам предыдущих губернаторов Самарской области – Меркушкина и Азарова. Хотя поводы для этого имелись. Прежде всего, Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Стадион «Самара Арена» построили далеко от центра города. К нему подвели новую трамвайную линию. Но существенно обновить парк города не получилось.

К большой модернизации с такими вагонами белорусского производства новой серии приступает Новосибирск. Этот город получил в свое время из Москвы 30 вагонов, которые сегодня работают на правом берегу на легендарном маршруте №13, известном таранами легковых автомобилей, водители которых не соблюдают правила дорожного движения, не пропуская трамваи, выезжая в его габарит. Сегодня стало известно о трехлетней программе по модернизации 60 вагонов с использованием кузовов БКМ Т701. Наш канал уже рассказывал об этом полунизкопольном вагоне в этом материале.

Вагон НПО Горизонт в Иркутске
Вагон НПО Горизонт в Иркутске

Сегодня помимо белорусского БКМ Холдинг такие полунизкопольные вагоны для последующей модернизации выпускает НПО Горизонт из Екатеринбурга. На днях был представлен модернизированный вагон в Иркутске. Отмечается, что тележки собираются перевозчиком самостоятельно.

Модернизированная и обновленная тележка для иркутского вагона
Модернизированная и обновленная тележка для иркутского вагона

Контракт на поставку кузова был заключен еще в прошлом году. Стоимость составила 16,8 млн руб. Получилась существенная экономия, в сравнении с новым трамваем. НПО Горизонт готово поставлять до 10 вагонов в год для обновления парка техники. Конечно, неплохо было бы поработать с дизайном трамвая.

источник

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

.