Турция — это не только «олл-инклюзив», узкие улочки Стамбула и воздушные шары Каппадокии. По стране очень классно путешествовать на машине — тут хорошие и незагруженные дороги и недорогая аренда авто. Фантастические виды на побережье Черного или Эгейского моря, ликийские древности на Средиземноморье, аутентичный Курдистан — все это удобнее увидеть, перемещаясь на машине. Рассказываем, как спланировать маршрут из Стамбула по побережью Эгейского моря. Подробности бронирования авто и другие полезные детали в конце.
Карта достопримечательностей
Для этого путеводителя мы сделали подробную карту на Google Maps. Мы продолжаем исследовать Турцию, ежегодно совершая долгие поездки по ней, и в этом году мы добавили на нее почти 50 новых точек. Составление и обновление карт — трудоемкий процесс, поэтому доступ ко всем нашим картам (а их больше 150!) есть только у подписчиков телеграм-канала «Самокатус по подписке». Вы можете подписаться на него по ссылке (там же можно узнать, что еще вас ждет в этом канале). Подписка стоит 200 рублей в месяц, оплатить можно как российскими, так и зарубежными картами.
Греческое наследие — как целиком сохранившиеся города, так и многочисленные руины. Побережье Эгейского моря — одна из самых дорогих частей Турции.
Примерный маршрут:
- 1 день. Стамул — Чанаккале.
- 2 день. Чанаккале — Троя — Ассос — Айвалык.
- 3 день. Айвалык.
- 4 день. Айвалык — Фоча.
- 5 день. Фоча — Чешме.
- 6 день. Чешме — Измир.
- 7–8 дни. Измир.
Дальше можно повернуть в сторону Стамбула или продолжать путь вдоль побережья. Или сдать машину в Измире и улететь домой отсюда.
Чанаккале
Рядом с Чанаккале находится древняя Троя. Билет на посещение руин и музея (там можно прямо надолго залипнуть) стоит 27 евро (2,575.9 рублей).
В самом городе можно прогуляться по набережной и посмотреть на фигуру Троянского коня, которая снималась в фильме «Троя». Есть еще крепость Джименлик и рынок Айналы Чарши в историческом османском павильоне, где продают сувениры. Но весь колорит и настоящая жизнь (как и обычно в Турции) — на муниципальном рынке с продуктами и одеждой. Купаться и загорать — на пляже Кепез, пить кофе — Buegros — обжарщик и спешиалти-кофейня.
Если ехать вдоль побережья, то регулярно будут встречаться различные руины «греческого периода». Вот парочка достойных: Apollon Smintheion в деревушке Гюльпинар. Вход стоит 100 лир (267.4 рублей). Хотя самое важное и зрелищное отлично видно из-за забора бесплатно. Руины Ассоса — 11 евро (1,049.5 рублей). Вот это уже масштабный комплекс, и там стоит не просто посмотреть из-за забора, а бродить по территории несколько часов.
Айвалык
Город с невероятным количеством старинной греческой архитектуры, с полностью сохранной городской структурой, практически без современных вмешательств. Единственное отличие: вместо греческих таверн — турецкие локанты.
Поначалу город может показаться некомфортным: шоссе разделяет его на две части — прибрежную и внутреннюю. Прибрежная небольшая и состоит буквально из парочки улиц, параллельных воде. Но как таковой набережной нет, а в большинстве зданий располагаются рестораны и шумные бары. В сезон шумно и некомфортно, в несезон все заведения закрыты, и как-то безлюдно и заброшенно. Хотя там все еще хорошая архитектура. И кажется, что многие разочаровываются в городе, даже не перейдя дорогу. А весь смак как раз там. Настоящий и живой город с торговлей и запрятанным рынком, стильными кофейнями, церквями, переделанными в мечети (Саатли), и крошечными антикварными лавками на улице Барбарос.
Торговый центр Kirlangic занимает здания исторической верфи. Недавно открытый Технический музей в отреставрированном помещении впечатляет не только своей коллекцией техники, но и архитектурой. Можно даже не заходить на экскурсию — во дворе выставлено несколько экспонатов. Полуостров Кунда — сюда приезжают, чтобы отдохнуть от городского шума. Хотя в одноименном селе в выходные не протолкнуться.
Пить кофе и есть десерты. Now — спешиалти-кофейня с уютной верандой, Navu Chocolate — кофейня и шоколад, Seytanin Kahvesi — кофейня-музей с артефактами из истории города и семьи, которая владеет заведением уже сто лет, Paleo — камерно и вкусно, Crow — обжарка, пекарня, кофейня.
Жить. Bonjour Pansion — большой старинный особняк в стороне от шумных улиц и туристических потоков, переделанный под гестхаус. Hairiye Hanim Ege — уютный гестхаус в историческом доме на тихой улочке в стороне от толп туристов. Можно заказать завтрак хозяевам геста или приготовить самому на большой кухне, а потом съесть в тенистом дворе.
Алиага — одно из четырех мест в мире по утилизации судов. Другие три — Индия, Пакистан и Бангладеш. Посмотреть вблизи не выйдет, и даже пофотографировать вдоволь и свободно не получится, потому что охранники верфей такое не очень приветствуют, но даже издали впечатляет вид судов разной степени разобранности. Зато можно спокойно погулять по окрестным магазинам-развалам, где продают детали кораблей и можно купить себе судовую фару или фонарь. Надо отчаянно торговаться, потому что изначально называют какие-то совсем нереальные цены.
Фоча
Еще один город из списка медленных городов. Но это еще один случай (как и с Акьякой), когда не очень понятно, за что был получен такой титул. Есть еще и Сеферихисар, который, кажется, этим титулом наградил себя сам. Заезжать туда не стоит даже на часок.
Туристов в Фоче просто толпы. Вся активность сконцентрирована вокруг полукруглой марины, где паркуются местные рыбаки. Каждое здание, выходящее фасадом на воду — это ресторан. Старый город не очень большой, есть еще и крепость. На холме позади города — три полуразрушенные мельницы. Оттуда открывается красивый вид, и это лучшее место для заката. В несезон в Фоче наверняка в разы лучше, чем в летнее время.
По путь в Чешме можно заехать в затоны, где живут фламинго, увидеть их реально с очень близкого расстояния. И это не зоопарк, а естественная среда обитания.
Измир
Измир — огромный, шумный и очень интересный город. Он хорошо подойдет для остановки на один-два дня, чтобы отдохнуть от дороги. Оставьте машину на парковке у отеля и отправляйтесь исследовать город (искать парковку в центре Измира — пустая трата времени).
Начать прогулку можно от железнодорожного вокзала Басмане и потихоньку через исторические кварталы, посетив большой рынок Кемералты, спускаться к набережной. Если хочется заблудиться на узких улочках, то надо свернуть к районам Yeni и Suvari и идти в сторону мечети Фатих. Там под боком отличная чайная с видом на море, и, уже передохнув, можно спускаться к воде. Пирс Конак, как и многие на побережье, перестал использоваться по назначению, и здания переделали под торговые помещения — отличный пример ревитализации. Старинная башня Асансьор и исторический лифт в ней — только ради них можно приехать в этот не самый туристический район.
Центр современного искусства Arkas занимает здание 1906 года французского Почетного консульства. В девяти залах регулярно сменяются выставки. В связи с подготовкой к новой выставке будут закрыты до сентября. Galeri A — галерея в отреставрированном старинном здании.
На пароме можно перебраться на другую сторону Измира, в район Каршыяка (буквально переводится как «другая сторона)». Здесь нет важных исторических достопримечательностей, и это просто большой жилой район. Можно прогуляться в тишине вдоль воды, посмотреть на пеликанов, выпрашивающих рыбу у рыбаков, перекусить тостом с айраном в популярном окошечке Çağdaş Büfe и вернуться обратно на пароме в центр.
Из Измира удобно съездить в однодневную поездку к руинам Эфеса, на полуостров Чешме и в Алачаты — уютный город с красивыми старыми каменными домами.
Жить. В центральном районе Конак. Например, вот в этих апартаментах с террасой на крыше и прекрасным видом на город.
Есть и пить. Coffee Mamma — обжарка, галерея и кафе в промзоне Измира — не суперуютно, но необычно. Если хочется выпить кофе в центре, то занимайте столик в Junker или Si Sorti на пешеходной улице Кыбрыс Шехитлери. Black Ivory и Freija — спешиалти-кофейни.
Hamurcu — небольшой ресторанчик, специализирующийся на мантах — крошечных турецких пельменях. Doğa — недорогое кафе для местных, где тусуются студенты, соответственно, и цены тут низкие.
Uwawi — микс турецкой и европейской кухни.
Yasam — для веганов или уставших от тяжелых турецких кебабов.
На шумной улице 1482 Sokak и в окрестностях много баров и кафе. Начать можно с Kepler Pavilion, а каждую следующую кружку выпивать уже в другом месте.
Чешме
Еще один туристический городок на побережье. Всё как и много где: набережная, старый греческий город, главная пешеходная улица. Хотя это все еще отличное место для однодневной остановки, и количество туристов давит меньше, чем в Фоче.
Из необычного — Ayios Haralambos — греческая православная церковь, превращенная в маркет хендмейд-товаров. На берегу есть крепость, вход шесть евро (572.4 рублей). Но намного важнее и интереснее крепости — новый музей городской памяти (его нет еще даже на гугл-картах). В небольшом старинном здании экспонируются как предметы, связанные с городом и повседневной жизнью, так и воспоминания обычных жителей Чешме. Вход бесплатный. Музей настолько хорош, что в Чешме можно заезжать только ради него.
Вокруг марины расположены различные заведения, в основном не очень дешевые. И там в целом не самое лучше место для прогулок — много людей, а доступа к воде нет — лодки и море за забором. Horasan Balik — хорошее место в центре, как чтобы быстро перехватить сендвич с рыбой, так и для степенного ужина рыбой на гриле.
Где арендовать машину
Арендовать машину в Турции очень просто. В каждом аэропорту есть стойки как локальных прокатов, так и международных. А в окрестностях аэропортов контор будет еще больше, и цены там, скорее всего, будут ниже. Например, улица Kardeş Kentler идет вдоль взлетно-посадочной полосы аэропорта Антальи, и прокаты авто там встречаются каждые 50 метров. Снять машину можно и в туристических районах в городах. Главное — бронировать заранее, потому что так будет дешевле и выбор машин шире, желательно это сделать сразу после покупки авиабилетов (посмотрите календарь цен на билеты из Москвы в Анталью). Три основных варианта для аренды авто:
Rentalcars. Глобальный агрегатор, через который работают как международные гиганты Avis и Europcar, так и более мелкие локальные конторы. Плюсы: хорошая цена и возможность сравнить машины у большого количества прокатных контор. Минусы: плохая поддержка, при работе с Rentalcars прокатные конторы часто навешивают дополнительные обязательные платежи, и цена вырастает. Отзывы у агрегатора так себе («Отзовик», Trustpilot). Сумму за бронирование машины снимают сразу, а на месте могут попросить оставить депозит кредитной картой. Соответственно, карта российского банка для всего этого не подойдет.
Локальная контора, с которой можно договориться напрямую. Плюсы: можно получить самую выгодную цену, часто не нужна кредитка, можно оплатить наличными. Минусы: хороший локальный прокат, который не замечен в обмане туристов, можно искать долго.
Способы честного отъема денег у туристов. Самый распространенный способ — на приемке машины возложить ответственность за вмятину, царапину или скол на путешественника. Если вы не сфотографировали машину тщательно при выдаче, то будет сложно убедить прокат, что дефект был изначально. Другой частый вариант — топливные сборы и непонятная топливная политика проката (например, вам сдадут машину с полупустым баком, а при приеме машины попросят заплатить, если вы не сдадите полный). Всегда уточняйте этот момент и убедитесь, что он точно прописан в договоре. Комиссия за выдачу машины в определенном месте (даже в аэропорту!) тоже регулярно встречается. Внимательно читайте отзывы на прокатные конторы.
Localrent (бывший Myrentacar). Это агрегатор, который работает с тщательно отобранными локальными прокатами. У «Локалрента» отличная служба поддержки и хорошие отношения с конторами. В своих поездках команда «Самокатуса» использует только их. Отзывы в интернете о «Локалрент» тоже хорошие. Плюсы: отличная поддержка, минимум возможных проблем, аванс можно оплатить российской картой, а полную аренду машины и депозит — наличными. Минусы: в редких случаях может быть чуть дороже, чем при аренде напрямую у проката.
Сколько стоит аренда машины в Турции в 2024 году
В самый пик туристического сезона машину типа «Рено Клио» (автомат) можно арендовать от 37 евро (3,530.0 рублей) в сутки. Авто на механике без страховки стоит еще дешевле — от 30 евро (2,862.1 рублей). В самый низкий сезон и на долгий срок (от двух недель) машину можно снять от 15 евро (1,431.1 рублей) в день у «Локалрента».
Какие водительские права нужны
В Турцию можно ехать с российскими правами — имени, дублированного на латинице, турецким полицейским и сотрудникам прокатных контор достаточно.
Из других условий: водителю должно исполниться 22 года, а стаж вождения должен быть не менее двух лет. Такие правила в большинстве контор. Загранпаспорт для аренды авто тоже, конечно, нужен. Да и вообще, лучше всегда его держать наготове. Из-за того что в Турции у многих россиян есть вид на жительство, полиция может проверить, что вы действительно турист и въехали в страну не более чем полгода назад. Потому что для тех, кто живет в Турции длительно, другие правила.
Правила дорожного движения и стиль вождения
С опытом вождения машины в России в Турции не должно возникнуть каких-то проблем. Но есть локальные особенности:
В Турции не пропускают пешеходов на переходах. Часто, если затормозить перед пешеходом, то в шоке будут все — и водитель, который ехал позади, не держал дистанцию и не ожидал торможения, и сами пешеходы, которые привыкли ждать, пока проедут все машины. Получается, что можно создать аварийную ситуацию, следуя правилам — нелогично, но работает это именно так. Пешеходы в Турции спокойно могут проходить дорогу только на светофорах. Хотя в центре городов при медленном трафике все может быть наоборот — пешеходы будут выскакивать на дорогу в любом месте. Нужно быть внимательным!
Турки могут спокойно проезжать на красный свет светофора. Особенно там, где нет камер и полицейских. Не повторяйте за ними.
Обгоны. В Турции много горных серпантинов, местные водители довольно спокойно выходят на обгон «вслепую» и на поворотах. Таких водителей лучше пропустить и быть от них на дороге как можно дальше.
Скоростной режим — условность. Если нет камер (об их приближении говорит разметка EDS на асфальте), то турки никогда не будут соблюдать скорость. Даже проезжая населенные пункты, машины будут гнать и 100 километров в час. В потоке безопаснее передвигаться со скоростью потока. Когда едешь по дороге один, то лучше не превышать скорость. К тому же в сельской местности на дорогу может выскочить собака или ребенок на велосипеде.
В декабре 2022 года редакция «Самокатуса» узнала от представителя одной прокатной конторы, что во всей провинции Анталья камеры не работают вообще (соответственно, и штрафы по камерам не выписываются). Штрафы в прокат приходят только от полиции, которая стоит на дорогах с радаром, но такое случается крайне редко. Надеемся, что эта информация лишь убережет от переживаний о штрафах. Пожалуйста, не воспринимайте это как совет нарушать скоростной режим. К тому же камеры могут заработать к тому моменту, как вы прочитаете этот путеводитель.
Дорожные знаки. В Турции используют международные знаки, поэтому никаких сложностей не будет. Хотя вместо знака обязательной остановки STOP может быть его аналог со словом DUR. К достопримечательностям ведут стандартные коричневые указатели.
Перекрестки. Проезд регулируемых перекрестков в Турции отличается от российского. В России зеленый сигнал светофора показывается двум параллельным потокам, а значит все машины, которые поворачивают налево, должны уступить дорогу встречному потоку. В Турции же зеленый сигнал показывается только одной стороне из четырех, так что все машины проезжают без промедления. Поэтому в городах мы советуем всегда занимать самую левую полосу, так как турки любят блокировать правую полосу дабл-паркингом или грузовиками, так что в час пик с правой полосы придется перестраиваться каждые две-три минуты.
Где заправляться и сколько стоит бензин
В мае 2024 года бензин в Турции стоит в среднем 44 лиры (117.6 рублей) за литр. Дизель (который в Турции называют motorin) стоит примерно столько же или чуть дешевле. Актуальные цены можно посмотреть на сайте сети заправок Shell.
В Турции много заправок на любых дорогах. Самые крупные сети: Opet и Petrol Ofisi из локальных и Shell и Total из международных. Встречаются и заправки российского «Лукойла». На заправках крупных сетей обычно есть хороший магазин, кофе и туалеты.
Турецкие заправщики не говорят по-английски, но слово full знают. Бензин по-турецки будет точно так же, а дизель — это «моторин». Но все равно лучше проверять, что заправщик взял нужный шланг. Если он зальет дизель вместо бензина, то это будут ваши проблемы.
После того как машина заправлена, надо пройти в кассу и оплатить. Потом отдать или показать чек заправщику. Наличными чаще всего можно оплатить прямо заправщику. Чтобы ускорить этот процесс, надо просить залить бензина на круглую сумму и заплатить наличными, чтобы сотруднику не пришлось бегать за сдачей. Заправщик также может помыть вам стекло, но чаевые за такую услугу не ожидаются.
Как заплатить за аренду машины или отеля
Цены в Турции на аренду машин и отели указываются в евро, потому что курс национальной валюты постоянно меняется (обычно в сторону падения). Платеж совершается в лирах по курсу на день бронирования. Следите за тем, чтобы курс соответствовал официальному.
В Турции работают карты UnionPay российских банков, которые не попали под санкции. Самая удобная и надежная — карта «Газпромбанка». Снять наличные с нее можно всегда, оплатить — в большинстве случаев. Для снятия наличных рекомендуем Denizbank (там, если повезет, можно снять даже доллары или евро), Vakifbank (максимальное снятие — 8000 лир), Is Bankasi (максимальное снятие — 2000 лир). Эти банкоматы не возьмут комиссию, хотя свою комиссию возьмет «Газпромбанк».
В Турции работает сервис денежных переводов «Золотая корона». С помощью него можно получить евро или лиры в Турции, заплатив рублями со счета в российском банке (но тех, которые не под санкциями). По курсу очень близкому к биржевому. Совет — сначала дойдите до пункта, в котором выдают наличные, и спросите, сколько у них есть евро. Часто в пунктах выдачи переводов нет евро или они не хотят их выдавать. И только после того как сотрудники подтвердили нужную вам сумму, надо делать себе перевод. Забрать деньги можно уже через несколько минут. Лиры всегда выдают без проблем. Главное — в приложении указывать именно лиры, а не евро. Потому что иначе будет не курс приложения (он очень хороший обычно), а курс пункта получения переводов (а вот он обычно не очень).
Еще один способ — приложение Letim. Это турецкий финтех, который создан специально для россиян. На счет в Letim можно положить деньги через систему быстрых платежей (СБП), а уже в Турции расплачиваться через QR-код (или через QR-код снять наличные в любом банке).
Самый простой и выгодный способ — везти наличные доллары или евро из России. Во многих отделениях в Турции валюту меняют по курсу, близкому к биржевому.