Небольшое вступление
В Петербурге я уже живу без малого год. Приехав сюда из Иркутска, с берегов Байкала, был приятно удивлен обилием мест для хайкинга, велосипедных маршрутов, да и просто «точек интереса» на карте. Если сравнивать родную Иркутскую область, где по факту просто идет федеральная трасса, от которой идут ответвления на Ольхон, Аршан в Бурятии, и несколько других интересных мест, то в окрестностях Петербурга таких мест в несколько раз больше. Здесь присутствует полноценная сеть дорог, где т.н. «точки интереса» просто разбросаны по карте, как в какой-нибудь компьютерной RPG вроде Ведьмака 3, которые мне на своей Плотве (Шульце) необходимо посетить :)
Природа же Ленобласти очень близка к нашей тайге. Те же хвойные леса, та же живность в них, много грибов и ягод. Разве что много красивых озер, да рельеф гораздо проще. Если под Иркутском на 100км пути 1000+м набора считается нормой, то здесь же стандартный набор на такую дистанцию 350-400м. Считай, плоскач :) Рай для велотуриста.
Но вернемся, наконец, непосредственно к ПВД. Это мини-путешествие было частью подготовки к большому летнему вело-путешествию примерно на 1000км. Целью было проехать по знакомым с прошлого лета местам и проверить сумки и снаряжение, которое собирал еще с осени, и, наконец, добрал :) Денег тоже немало было потрачено…
Итак, впереди первые майские праздники. Прогноз погоды благоприятный, чего не скажешь о вторых майских. Значит, едем сейчас. На всякий случай кинул объявление в местные группы в надежде найти попутчиков, но увы, либо было слишком поздно (за полтора суток до выезда), либо неинтересно. Ну что-ж. Поеду один, значит :) До самого утра отправления я не знал куда двинуться. Варианта было два: на юго-запад с Балтийского вокзала в сторону Кургальского заказника, там переночевать, а на следующий день другой дорогой вернуться на станцию Калище и на ласточке в Петербург. Второй вариант был двинуться в сторону Ладожского озера прямо из дома, пара ночевок, доехать до Сосново и вернуться в Петербург на электричке. Оба варианта предполагали проезжать примерно по 100км в день с ночевками по возможности в красивых местах. Смущало только одно: маршруты мной ранее разведаны небыли, там должно быть много грунтов и я не знал, в каком они состоянии на конец апреля. В конце концов родился третий вариант: по классике Ласточка с Финляндского вокзала до Выборга, а дальше около 200км по приморскому шоссе до Петербурга. Маршрут я этот катал в прошлом году налегке, одним днем. Правда, сломался под самым Петербургом, но это уже другая история :)
День первый. Выборг - Приморск - бухта Желтая. 28.04
И вот наступает утро 28 апреля. 5 утра. Спал мало, прошлым вечером долго упаковывал вещи в сумки и развешивал это все на велосипед. Закончил в первом часу ночи только. Плотно позавтракав двойной порцией овсянки (обязательное условие! Это позволяет крутить педали до второй половины дня без риска попасть в голодную яму, когда энергии уже совсем нет), выкатил велосипед на улицу, сфотографировал его (фоток с велосипедом будет много. Ведь не фоткал велик - не катал :)), и двинул в сторону вокзала, до которого 13км. Мини-путешествие уже началось!
Приехал на вокзал сильно заранее, почти за час до отправления Ласточки. Ведь меня теперь ожидает квест по снятию всего этого безобразия и укладыванию на ленту досмотра. После чего цеплять обратно. Уууух, бомбит меня. Но ничего не поделаешь, на других станциях в Ласточку можно не влезть, да и кроме Удельной она в городе больше нигде не останавливается. Короче, на то, чтобы снять и нацепить всё обратно у меня ушло минут 20-25. Да я до вокзала минут за 30 доехал! В общем, квест пройден, посадку объявили. Я одним из первых завалился в вагон и прицепил велик на место для инвалидов. Благо инвалидов в вагоне (кроме меня, хаха) не было. Кстати, путь на Ласточке до Выборга занимает чуть более 1 часа, расстояние по прямой километров 140-150. Из Иркутска только до Слюдянки ехать 2,5 часа тоже расстояние… Это не говоря про невероятно мягкий ход Ласточки.
Выборг - старинный средневековый город, основанный когда-то шведами, потом принадлежавший финнам, и захваченный без боя Красной армией во время Зимней войны 1939-1940гг. Кстати, по мере движения по карельскому перешейку будет встречаться много свидетельств той войны. В основном, остатки линии Маннергейма - цепи оборонительных укреплений на границе Финляндии и СССР тех времен. Ныне же Выборг принадлежит России и является, пожалуй, самым европейским городом в нашей стране.
Стартанув из Выборга примерно в 9:30, направился в сторону городка Приморск, что примерно километрах в 50 на берегу Финского залива. В прошлом году там была отличная дорога, при выезде стоит информационный щит, что дорога отремонтирована… Но на деле асфальт сошел вместе со снегом. Бесконечная трясучка, большой вес груза, встречный ветер и какой-никакой рельеф вытянули из меня все силы. Изначально хотел заехать еще и в Высоцк - самое маленькое поселение в России, имеющее статус города, но лишние 15км туда и 15км обратно никак не хотелось проезжать. В итоге, развернулся через 2 километра от отворота на него и двинулся дальше на Приморск. Нашел отличную пиццерию EpizzEnter, где неплохо покушал (чек - 800р, ну а что вы хотели, едва ли не единственная пиццерия в городке), зарядил телефон, и поехал в сторону Кирхи Марии Магдалины. Собственно, именно ради это кирхи 1904г постройки сюда в основном и едут туристы. Был здесь в прошлом году, сейчас же времени тратить много не хотелось. Посидели полчасика и дальше в путь :)
Думал еще заехать на мыс Киперорт, где я не был раньше. Но там опять грунты в неизвестном состоянии, так что оставим на другой раз. Дальше дорога ведет вдоль Финского залива то приближаясь к нему вплотную, то отходя на километр - другой. Дорога опять пошла разбитая, но встречный ветер сменился на попутно- боковой и ехать стало значительно легче
А тем временем я подъезжаю к месту, где планировал остановится. Это бухта Желтая. На велокомпьютере горит цифра в 78км, до заката еще часа 3 и можно бы крутить дальше, я не устал. Но дальше начинаются многочисленные турбазы с закрытым выходом к воде. А здесь очень красиво. Поэтому было решено ставить лагерь здесь. Кстати, именно в лесу у этой бухты в прошлом году я пробил колесо и очень долго менял камеру. Запасная оказалась тоже пробита :) Видел щиты, на которых написано, что установка палаток запрещена, как и разведение костров. Ну, костер я разводить и не планировал, а вот с палаткой могла быть проблема. На пляже вообще никого, лишь изредка ездят квадрики. Увидел двух мужиков, растянувших гамаки, осторожно у них поинтересовался, можно ли на этом пляже вставать. Ответили, можно, это, якобы, специальная зона. Ну я и встал неподалеку от них. Как потом выяснилось дома, с прошлого года это особо охраняемая природная территория. Ни палаток ставить, ни костров разводить, ни на машине проезжать, ни на квадрике сюда нельзя. Ну, не сезон, проверять некому.
В общем, первый раз ставил свою новую палатку Tramp Bicylce light 1 v2. Маленькая одноместная палатка. Главным критерием выбора был ее размер в сложенном виде - одна должна помещаться у меня на руле велосипеда между рогов «барана». Как оказалось, палатка так себе. В ней очень холодно (еще бы, конец апреля), внутренний слой почти на 100% из москитной сетки, плюс у внешнего тента нет юбки. Чисто летний вариант. А еще у нее нет тамбура, зато два входа. Зачем?.. Ну и вес для однушки великоват - 2,3кг. Короче, буду менять.
Итоги первого дня: пройдено километров: 13+78=91. Времени в пути вместе с остановками 7ч 50мин. Потрачено рублей: 430 билет+800р обед+300р закупка перед стоянкой. 1530р. Много…
Спалось опять плохо. Ночью температура упала примерно до нуля градусов, а мой спальник рассчитан на температуру комфорта +5. И еще у меня палатка летняя. Тело и ноги то в тепле были, а вот нос и пальцы рук совсем замерзли :) Плюс из-за неопытности в походном деле спалось тревожно, но это должно пройти со временем.
Проснулся и начал готовить, а точнее разогревать завтрак. Кстати, о готовке. Я решил, что собирать дрова и разводить огонь после тяжелого ходового дня как-то не комильфо, поэтому зимой была куплена интегрированная система приготовления пищи от Fire Maple примерно за 4,5т. Сейчас смотрю на ее цену, радуюсь и офигиваю одновременно, что успел ее купить. Сейчас ценой в 10т уже не удивишь.
*Тут должна быть видеовставка с работой кухни, но пока не понял, как в Дзен это добавить:)*
День второй. Бухта Желтая - Зеленогорск - оз.Смирное 29.04
Позавтракав и собравшись, понял, что осталось всего 0,5 литра воды. При том, что сильно экономил вчера. А еще осознал, что не взял маленький складной рюкзачок, куда километров за 5 до предполагаемой стоянки можно сложить покупки из магазина. В этот раз в магазин я заезжал, но количество воды не рассчитал, теперь понятно, что для комфортной ночевки должно быть минимум 2 литра в запасе, плюс вода для части маршрута утром до магазина. Ну либо вставать рядом с источником.
В общем, погуляв по округе и сделав несколько кадров на телефон, выждал часов девяти и двинулся в путь. Магазины как раз должны открыться. Не отказал себе в удовольствии проехать по пляжу после отлива. Песок очень плотный, едется легко :)
Дальше дорога ничего интересного из себя не представляет до самого Зеленогорска. Сплошные турбазы, а недалеко от Приветнинского начинается велодорожка длиной 50+км до самого Петербурга. На нее и сворачиваем. На приморском шоссе траффик уже довольно интенсивный, поэтому дорожка как нельзя кстати.
Сегодня самый теплый день праздников, до +22. Попадалось много велосипедистов. Туристы с сумками, тренирующиеся налегке шоссеры, а на велодорожке просто матрасники. Кстати, из всех вышеперечисленных на приветствие отвечают только туристы :) Ладно матрасники, но шоссеры видимо сильно заняты поддержанием мощности/пульса/каденса/черт знает чего еще в велокомпьютере, поэтому не здороваются :)
Проехав километров 50 от стоянки до Зеленогорска, зашел в столовую пообедать и зарядить телефон. Ох и цены тут… В Петербурге хорошо покушать можно рублей за 300-350, здесь же за скромный обед отдал 550р. Обдираловка! Пока обедал, думал, что делать дальше. Прыгнуть на Ласточку и доехать до Петербурга? Но я еще не накатался. Можно поехать своим ходом до дома еще километров 80, но этот маршрут я буквально неделю назад ездил. Открываю карту стоянок с канала «Гуляйнен!», нахожу одинокую точку на озере Смирном километрах в 50 от меня на север. Оттуда недалеко до Сосново, где можно уехать на электричке домой. Решаю всё же ехать туда. Докупив воды и перекус в дорогу, двигаю на север от Зеленогорска.
Через километров 15 увидел съезд к красивейшему озеру. Оказалось, что все подходы к нему перекрыты заборами. А рядом с ними нифиговые такие дома стоят. Местная рублевка, не иначе. Попытался через эту рублевку на Первомайское шоссе выбраться, а там закрытый проезд, только для своих. Ну, придется крюк километров 5 делать, ничего страшного.
На самом деле есть и страшное :) А именно развязка с трассой «Скандинавия» и, собственно, сама трасса. Траффик там ой-ой-ой какой, скорости под 130 и шумовые экраны по бокам. Звук от них многократно отражается и как итог на трассе очень шумно. Хорошо, что на ней хорошая и широкая обочина, да и ехать по ней всего пару километров. Но на неё я больше не сунусь, удовольствие на любителя! Но Андрею Едунову понравится :)
Вырулив со Скандинавии на Первомайское шоссе, двигаюсь к населенному пункту пополнять запасы воды и еды. Дальше предстоит километров 15 до предполагаемой стоянки на озере Смирном. В который раз сокрушаюсь, что не взял рюкзачок с собой. Приходится все накупленное распихивать по сумкам, в которых и так места не особо-то и много осталось.
В какой-то момент асфальт заканчивается и начинается гравийка. Знаете, я такой шикарной гравийки никогда в жизни не видел! Настолько плотная, без ям, ровная, что иной асфальт будет хуже! По такой совершенно не страшно на спусках до 45+км/ч разгоняться. В общем, добираюсь до отворота на озеро, впереди последние 5 километров (как я тогда думал). 5 километров по лесной дороге, разбитой квадриками, лесовозами, уазиками и прочей техникой. Чертыхаясь, и медленно в течение часа пробираясь через лес в надежде на долгожданный отдых. На одометре 100км за сегодня, до озера меньше 500 метров. Сюда очень сложно попасть, я понимаю, что врятли кого-то я здесь встречу, но… Вижу машину и палатки. Твою мать! На берегу 4 мужика-охотника с ружьями и карабинами. Осторожно интересуюсь, есть ли тут еще места для стоянки и какая дорога дальше. Ответы мне не понравились: мест тут больше нет, а дорога дальше примерно такая же как до озера…
А теперь ситуация: До захода солнца час. Так же нагоняет туча, к вечеру ожидается дождь. Я капец как устал за 100км дороги, плюс час ковыряния с великом через лес… Принимаю решение выбираться обратно на дорогу и искать хоть какое-нибудь место.
Теперь я понимаю, что такое мотивация! Обратный путь до гравийной дороги я проделал минут за 20, до захода солнца где то полчаса, до дождя примерно час. Нужно срочно искать стоянку. Проезжаю еще километров 7, пока не замечаю поле, которое уходит немного за холм и в сторону. Заруливаю туда и качу через него даже не слезая с велика, прямо по пересеченке. Уже сумерки. Наспех ставлю палатку, дождик уже начинает накрапывать, но почти сразу перестает. Быстренько достаю все, что мне нужно, прячу сумки в палатку, а велосипед частично накрываю дождевиком. Готовить ужин под дождем не хочу, просто съедаю пирожок, сникерс и запиваю обычной водой. Совсем стемнело. Залезаю в спальник, и тут же начинается довольно сильный дождь. Конец второго дня. Успел…
Итоги второго дня: пройдено километров: 101+10=111. Времени в пути вместе с остановками 11ч 05мин. Потрачено рублей: 350+550+300+200=1400р.
День третий. До Сосново и домой. 30.04
Третью ночь подряд плохо спится. В этот раз было очень тепло, но всю ночь дождь барабанил по палатке и несколько раз меня будил. Плюс тревога никак не уходит. В общем, просыпаюсь и начинаю разогревать завтрак. Сегодня моя любимая паста карбонара.
Сегодня можно уже не спешить. До Сосново осталось всего километров 20, электрички до Петербурга ходят довольно часто, так что проблем быть не должно. Потихоньку собираю вещи, палатку и распихиваю все по сумкам на велосипеде. 9 утра, можно ехать!
Собираю мусор в пакет, вешаю на руль и выдвигаюсь в Сосново. Надеюсь, по дороге будет куда мусор выбросить (спойлер - не будет). Еду. Обычная гравийная дорога через лес, километров через 10, после пересечения с трассой Сортавала начинается асфальт.
До Сосново доехал без приключений. Как назло, на 5 минут не успел на электричку, а сейчас окно в полтора часа, после чего они опять начинают ходить каждые 30 минут. Сидим на воказле и ждем. Мусор, кстати на руле до самого Сосново ехал 20км. На велосипеде. А кому-то на машине впадлу увезти. да всё-всё, не бомбит у меня.
Далее еще 13км от вокзала до дома. Всё. Первое в этом году ПВД закончилось успешно :)
Итоги третьего дня: всего пройдено 33км. Денег потрачено 77руб (билет до Петербурга с велосипедом)
Итоги путешествия
Итак, всего пройдено около 240км (13+78+101+11+20+13) за два дня и одно утро. Велосипед показал себя вообще красавчиком! Ни одного прокола, новая трансмиссия 1х11 Sensah SRX Pro работает без нареканий, а передняя звезда на 44 зуба вполне подходит под наш рельеф, вместе с кассетой на 11-46t. Однако, если ехать в другой регион, тот же Иркутск, переднюю звезду точно нужно менять на 42, 40, может даже 38t. Благо на 104bcd найти ее не проблема, и стоит недорого.
По сумкам и снаряжению. Сумки от Велохорошо отлично себя показали, но нужно обязательно докупать стропы. Те, которые идут в комплекте нормально держат на ровном асфальте, а стоит только начаться трясучке, как тут же растягиваются. Это я про сумки на вилку, к остальным претензий нет. Спальник на +5 достаточно теплый, но довольно объемный и тяжелый. Дешевая синтетика, что еще от него ожидать. Надо как-нибудь на пуховый раскошелиться. Палатка не понравилась вообще. Да, хорошо держит дождь и спокойно помещается на руле. на этом плюсы заканчиваются. Довольно холодная, но для летних походов не критично. Огромный минус - она не самостоящая, то есть содержит только одну дугу, и чтобы ее установить, нужно растягивать внутреннюю палатку на колышки. На камнях в Карелии, или на деревянный настил в каком-нибудь заказнике ее уже не поставишь, необходима мягкая площадка. В грунт - без проблем. Еще нет тамбура, приходилось обувь и сумки забирать внутрь, где и так места немного, не забываем, что это однушка. Ну и вес для однушки уж очень большой - 2,3кг. Однозначно под замену, уже заказана Naturehike Cloud Up 2, которая легче на 500гр, с тамбуром, так еще и двушка. Очень доволен системой от Fire Maple. Воду кипятит очень быстро, минуты за 3. Расход газа примерно 3-4гр/мин, то есть маленького баллона хватит на полчаса - 35мин готовки. Мне этого будет хватать дней на 5.
По себе - чувствовал себя вполне бодро. Однако, когда доехал до дома и лег на диван, то ноги уже отказываются ходить :) Видимо, организм привыкает к нагрузкам и мобилизует внутренние резервы, коих я в виде аж 10кг накопил за зиму :) Пару дней побаливали мышцы, а на третий уже ехал на работу на велосипеде. Ну и по городу пару каточек были километров на 35-40.
На этом всё. Не думал, что такая стена текста получится, но уж как вышло. Стоит только начать, как тебя несет и остановиться сложно :) Отпуск и большое путешествие в конце июня, нужно перед ним еще один-два раза с ночевкой куда-нибудь съездить, чтобы набраться опыта. Выводы такие: не больше 100км в день, не больше 1000м набора в день (такого в ЛО никогда не выйдет, рельеф почти плоский), ночевку ищем часа за 2 до захода солнца, не забываем про воду - минимум 2 литра на ночевку (разогреть еду, попить чай/кофе). Ну и в одиночные вылазки надо с собой книжку брать. На первой стоянке был интернет, можно было в ютуб позалипать, а на втором месте была только Е-шка, не приедь я туда поздно, было бы скучновато. Ну или вдвоем-втроем ездить, что веселее и безопасней :) Осталось только найти таких же отмороженных, что в мегаполисе на почти 6млн жителей не большая проблема :) У меня всё, всем мир!