Найти в Дзене

Брать и давать. Баланс состояний. Почему не получается что-то из этого

В жизни многие процессы взаимосвязаны. Так происходит в том числе с состояниями и навыками брать и давать. В отлаженном состоянии человек способен что-то брать у других (на работе, в дружбе, отношениях, спорте) и что-то давать.

Это создает явление под названием обмен. И в свете его понимания человек может развиваться. Но обмен тоже бывает разным. И во многих источниках выделяют 3 разновидности:

1. Обмен с превышением

2. Равноценный обмен

3. Криминальный обмен.

Криминальный обмен - когда человек хочет и берет больше, чем отдает. Например, если он продает картошку в ведре, то в низ может положить мелкую, либо испорченную. Или когда сотрудник (работающий на линии сборки) уходит с рабочего места раньше оговоренного времени (при этом ожидая, что заработная плата будет выплачена в полном размере). Или торговая сеть пытается продать товар с браком, зная но умалчивая об этом.

Равноценный обмен - здесь подразумевается, что человек отдает либо выполняет ровно столько, сколько получает за это. То есть, ценность понятна обеим сторонам. Не больше, не меньше. Тут я бы привела в пример опыт стрижки в парикмахерской. Когда приходит новый клиент. Ни он ни парикмахер друг друга не знают. Специалист делает среднего уровня стрижку, клиент платит среднюю по городу стоимость, и на этом все. Так хлеб в магазине продают, да много еще каких услуг выполняют.

Обмен с превышением - когда человек дает чуть больше того, что он получает. С важным условием - у него есть на это ресурсы. Мой хороший знакомый работает массажистом. И он как-то поделился, что после каждого сеанса думает (а потом делает) - что можно было бы улучшить в качестве взаимодействия. В массаже, в общении.

Это история, когда офисный сотрудник может предлагать идеи для оптимизации работы. Коллега по работе, с кем едете на конференцию, занимает место рядом, чтобы точно хватило. Человек покупает машину, а в подарок ему дарят зимнюю резину.

Помню, что была очень тронута, когда в одной из командировок очень устала, приехала в забронированный номер гостиницы, а на столе меня ждал небольшой перекус. Маленькая, но очень приятная неожиданность.

-2

Теперь посмотрим на способности: брать и давать. Может показаться, что и то и другое легко выполнить. Но на деле могут проявляться перепутанности. Состояния, где из-за опыта прошлого человек не способен на какие-то действия. В первую очередь, не способен внутренне.

Кто-то не может брать. Когда и возможности есть, и варианты хорошие возникают, а он не берёт.

Встречали таких людей? Которые могут испытывать неловкость, даже есть взять нужно что-то своё. Забрать обещанные деньги, товар, услуги и т.д. Взять свои проценты после выполненной работы. Появляется неловкость, стыд, страх и тд.

У кого-то обратная трудность. Не может давать. То есть производить что-то ценное: услугу, товар. Что-то, что можно обменять на деньги. Не может делать это достаточно хорошего качества. Или вообще не делает. Только ждет, чтобы дали. Или в основном берет сам.

-3

Тут тоже нюанс - брать и получать. В "брать" - больше причинности самого человека, где он сам свою волю проявляет. А в "получать" больше состояния следствия, человек решает гораздо меньше.

Но вернемся к основным пунктам: брать и давать.

Почему так получилось, что эти внутренние системы работают плохо? Причин может быть много. И задача человека - найти, разобраться с этим.

В случае с брать - может быть история, что человек брал, и возникали ситуации, когда его, например, обманывали. Он мог взять(купить) шкаф за большие деньги, а тот оказался бракованным. И его отказались возвращать. Тогда в момент ситуации человек мог принять решение, что брать опасно.

Либо - когда брал, могли кричать или обвинять по какой-то причине (в детстве это могли быть конфеты в тайном месте). Далее, чтобы избежать сложных чувств, возникает сильное сопротивление брать.

Давать также может быть нагружено своими зарядами. Когда кто-то сделал работу, но ее не оценили. Когда устроился в найм, отработал в месяц, а работодатель не заплатил деньги. Когда труд был обесценен на словах, а может и на эмоциях другим человеком (не то, не так, не того цвета). И здесь тоже могут быть как расстройства, так и решения о том, что "не хочу, не буду, не готова" относительно действий, связанных с "давать".

Если такое происходит, важно найти и убрать причины, чтобы продолжать жить с бОльшей легкостью, удовольствием. Причины могут быть внутренние и внешние (или комплексные).

Под внутренними я подразумеваю психологические особенности, эмоциональные заряды, решения. С ними работают в терапии. А внешние - навыки, способы действия, которые тренируются и повышаются.

-4

Завершая статью, даю домашнее задание).

Если вы отследили у себя, что какой-то из этих навыков у вас западает (брать или давать), возьмите себе неделю, на протяжении которой постарайтесь каждый день его прокачивать.

Например, если сложно брать что-то. В течение 7 дней, каждый день просите что-то у людей. Что-то, что вам нужно и полезно.

Это может быть просьба:

подсказать время,

помочь поднять коляску по ступенькам,

помочь составить документ,

погулять вместе,

прояснить непонятные моменты,

сделать что-то для вас и т.д.

Смотрите по своему состоянию. Чтобы вы могли это попросить, даже если присутствует легкий дискомфорт.

То же самое - с навыком "давать", если сложность в нем. Один из хороших вариантов - благотворительные организации. Но и среди близкого окружения могут быть те, кто нуждается в чем-то, что вы можете и готовы дать (важно не путать с навязыванием и жертвой).

____________________________________

Интересно узнать - как у вас, читателей, с навыками брать - давать. Чувствуете ли баланс, или есть желание что-то изменить?

Елена Рябинкина

Дорогие читатели, ваша активность дает мне мотивацию писать дальше. Рада лайкам, комментариям, подписке.

Спасибо, что развиваетесь!

#психология #саморазвитие #ценности #изобилие #деньги