У людей, со времен Экзюпери, появился принцип: человек в ответе за животных, которых приручил. Но мало кто знает, что животные придерживаются точно такого правила в отношении людей. Точнее, в отношении тех, с которыми живут бок о бок, и считают своими людьми, своей семьей.
Героиня моего рассказа обычная, ничем не примечательная кошка по имени Кёсем. Имя ей хозяева дали не зря: в семье Кёсем очень любили и баловали. Глава семьи, Керемджем бей, принес ее маленьким котенком. Однажды утром он, как всегда, отправился на работу. Выйдя из подъезда, Керемджем бей едва не наступил на беленький, пушистый комочек, прижавшийся к двери. Мужчина невольно вскрикнул, и комочек ответил еле слышным жалобным писком. Он взял малыша на руки и…пропал.
Несмотря на свой высокий рост и довольно суровое выражение лица, Керемджем бей был очень добрым человеком. Он никогда не отказывал в поддержке нуждающимся, всегда отзывался на просьбу о помощи. Вот и сейчас, маленькое белое существо с невероятно красивыми, казалось, колдовскими, глазками, заставило его остановиться, не пройти мимо.
Крошка, уютно устроившись в большой мужской ладони, ласково замурлыкала свою кошачью песенку. Керемджем бей погладил котенка пальцем по крохотной головке, отчего тот прибавил громкости и зажмурил глазки.
- Уважаемый, я очень тороплюсь на работу, поэтому давай решим вопрос оперативно. – Обратился мужчина к котенку. – Ты что предпочитаешь: остаться жить на улице или станешь членом моей семьи?
Котенок на мгновение примолк, а потом свернулся комочком в ладошке, как в лежанке.
- Ясно. Только я тебя должен предупредить: у меня есть маленькая дочка. Ты как относишься к маленьким девочкам, очень ласковым и шустрым?
Керемджем бей не получил ответа на свой вопрос, поскольку котенок спокойно заснул в его ладони. Так со спящим малышом он и вернулся в квартиру.
- Джерен, дорогая, посмотри на это чудо! – еще с порога позвал Керемджем свою супругу.
Жена вышла на зов с маленькой дочкой на руках. Красивая молодая женщина с улыбкой смотрела на трогательную картинку: суровый великан муж, с крохотным котенком в руке, как мальчишка, стоял у порога, переминаясь с ноги на ногу. Его глаза сияли, когда он протянул руку жене, показывая какое сокровище принес в дом.
- Ты где его взял? – сдерживая смех, спросила Джерен. А маленькая Гизем тут же потянулась ручонками к пушистому незнакомцу.
- У подъезда сидел, я на него чуть не наступил. Не оставлять же такую кроху на произвол судьбы. Вот я и подумал, пусть живет у нас. – Поведал мужчина историю появления в их доме котенка. – Он не возражал. – Добавил, счастливо улыбаясь, Керемджем бей.
Мужчина ушел, а котенок остался в квартире, на попечении Джерен и дочурки Гизем. Котенок был вымыт, высушен, накормлен и, разумеется, обласкан. После пережитых скитаний, непривычных для него водных процедур и вкусной еды, малыш сладко заснул в небольшой корзиночке, которую Джерен и Гизем превратили в кошачье гнездышко. Проспал кроха целый день, вплоть до возвращения с работы своего спасителя.
Вечером, при более близком знакомстве, выяснилось, что найденыш – девочка.
- Вот и славно! – обрадовался глава семейства. – Кошечки намного спокойней и умнее котов. Будет подружка нашей Гизем.
Решено было назвать малышку Кёсем, что означает «самая любимая».
Кёсем оказалась ласковой, игривой и, действительно, очень умной и наблюдательной кошечкой. Она сразу поняла, что Керемджем бей в семье главный, его слово закон, поэтому хозяина все слушаются. Но кошачьим чутьем она понимала, что к ней строгий господин относится по-особенному, мягче, как к своей маленькой дочурке. И она позволяла себе в отношении Керемджем бея некоторые вольности: не с первого раза отозваться на его зов, засыпать у него на плече, запрыгивать к нему на колени, когда тот кушал, в ожидании лакомого кусочка (который, кстати сказать, всегда был заботливо припасен для пушистой любимицы).
Джерен Кёсем воспринимала, как маму. Женщина всегда находила время, чтобы среди домашних хлопот приласкать кошечку, поиграть с ней, накормить чем-нибудь вкусненьким.
А вот малышку Гизем Кёсем просто боготворила. Ребенок и котенок быстро подружились. Родители заметили, что некогда любимые куклы и зверушки, лежат в забытьи в коробке для игрушек, а их дочурка целыми днями играет с Кёсем. Они и спать ложились вместе, в обнимку.
Котенок рос быстро и вскоре превратился в красивую, грациозную кошечку. Иногда Кёсем так уставала от игр своей подружки, что пряталась в какое-нибудь укромное местечко и сидела там, пока не возвращался глава семейства.
- А я ведь тебя предупреждал, что у меня есть маленькая дочурка! – Смеялся Керемджем бей, когда Кёсем, наконец, вылезала из своего убежища и мастилась ему на руки.
Но девочку кошечка любила больше всех и потому прощала ей детские шалости.
Тот злополучный день начинался, как обычно. По привычке, рано, встал Керемджем бей. Едва он вышел в гостиную, как из своей комнаты наперегонки выбежали дочурка и кошечка.
- Ты что так рано сегодня, принцесса? – Отец подхватил дочку на руки и закружил, как на карусели.
- Меня Кёсем разбудила. – Смеясь, ответила девочка.
Кошечка, которая очень любила с утра приластиться к хозяину, на этот раз не обращала на него никакого внимания. Она внимательно принюхивалась и осторожно ходила по комнате, как будто, попала сюда впервые.
Ни отец, ни дочь не придали значения такому поведению животного, списали на ее плохое настроение. Керемджем бей и Гизем подняли такую возню, что, невольно, разбудили маму.
- Вам что сегодня не спится такую рань? – удивилась Джерен, выходя из спальни. – На весь дом подняли переполох.
Когда супруг уже собрался уезжать на работу, Джерен попросила мужа подвезти ее до рынка.
- У нас овощи закончились, а тебе все равно по пути. Да и я быстрее управлюсь.
- Гизем, поедешь с нами? – обратился Керемджем бей к дочери.
- Нет, папочка. У нас с Кёсем есть дела.
Родители вышли из квартиры, а Гизем пустилась на поиски своей подружки.
- Странная ты сегодня. – Выговаривала девочка кошечке. – Ты совсем не хочешь со мной играть. Я тебя чем-то обидела?
Но Кёсем не обращала внимания на девчушку. Она переходила из комнаты в комнату, не понимая, что ее так тревожит. Кошечка осмотрела жилье. Все, вроде бы, как всегда, никого постороннего нет. Но чем дольше она ходила по комнатам, тем тревожнее ей становилось.
Любимица Кёсем следовала за ней по пятам. Она пыталась поймать кошечку, но та выскальзывала из детских ручек – беспокойство нарастало с каждым мгновением.
И, вдруг, Кёсем всей кожей почувствовала, что ей и девочке грозит опасность. Даже не опасность, а самая настоящая большая беда. Кёсем громко замяукала и бросилась к входной двери, увлекая за собой маленькую Гизем.
- Скорее, на улицу, скорее. – Проносилось в голове у животного.
Но входная дверь оказалась закрытой. Зато Кёсем заметила, что дверь в ванную слегка приоткрыта. Повинуясь своей интуиции, Кёсем громко замяукала, чтобы привлечь внимание Гизем и юркнула в ванную комнату. Девочка вбежала следом.
- Вот я тебя и поймала! – радостно проговорил ребенок и подхватил свою любимую кошечку на руки.
В следующую секунду все задрожало, раздался жуткий грохот, и девочка, с кошечкой в руках, полетела вниз. А потом все погрузилось во тьму, и наступила тишина.
Керемджем бей с женой вышли из подъезда и прошли к машине. Пока Джерен приостановилась, что-то проверяя в сумочке, он сел за руль, включил зажигание. И в этот момент земля всколыхнулась, раздался неимоверный треск и их девятиэтажный дом начал оседать.
Мужчина выскочил из машины. Грохот обрушившегося здания перемешался с криками людей.
-Неет! Гизем, доченька! – Дико закричал Керемджем бей и, не помня себя, бросился к падающему дому.
Его тут же перехватили чьи-то руки и оттащили назад, на безопаснее расстояние. Он увидел, что капот машины раздавил огромный кусок плиты.
- Джерен! – снова позвал мужчина. – Джерен! Где моя жена? Она стояла около машины.
Он увидел, как на том месте, где стояла его Джерен столпились люди. Керемджем бей подошел, протиснулся сквозь толпу и увидел жену. Женщина лежала на земле, в неестественной позе.
- Джерен! – кинулся мужчина к жене, но его снова остановили.
- Не трогайте ее, господин. – Произнес чей-то голос. – С нее сняли обломок панели, но она еще жива. Сейчас приедут врачи. Как только дом стал падать, люди вокруг сразу начали звонить в больницы, МЧС, скорую помощь. Держитесь.
Дальше все происходило, как во сне. Одна за другой подъезжали машины с красными крестами. Одна из них увезла его жену. Ему предложили поехать с ней, но он отказался:
- У меня под завалом дочь. Я должен быть здесь.
Падение закончилось так же внезапно, как и началось. Гизем обо что-то больно ударилась, кошечке повезло больше – она приземлилась на девочку. Было темно, пыль стояла такая, что дышать было трудно. Гизем и Кёсем оказались зажатыми среди плит. Каким-то непостижимым образом, падающие плиты, наваливаясь друг на друга, образовали пустоту над ребенком и прижатой к груди кошечкой.
Девочка тихонько заплакала. Кёсем осторожно лизнула ее в щечку и тихо замурлыкала. Постепенно Гизем успокоилась.
- Нас будут искать. – Подумала кошечка, прижимаясь к своей девочке. – Нужно только дождаться.
Сколько они ждали, Кёсем не знала. Было трудно дышать, очень хотелось пить. Спасительное пространство было таким маленьким, что в нем можно было находиться только в согнутом положении. Но, несмотря на это, Кёсем не чувствовала тревоги. Как только они оказались в каменной ловушке, у нее полностью пропало чувство опасности. Была только уверенность – за ними придут.
-Только бы моя девочка выдержала. – Думала кошечка и, как могла, успокаивала малышку.
Сколько прошло времени, кошечка не знала. Гизем то плакала, то успокаивалась. Видно было, что силы ее покидают – все чаще девочка впадала в сонное состояние.
И, вдруг, тонкий слух Кёсем уловил какие-то звуки. Они были очень далеко, и человеку услышать их просто невозможно. Но это был звук! С этого мгновения Кёсем превратилась в слух. Прошло много времени, прежде чем звук усилился, стало отчетливо ясно, что он идет сверху. Кошечка, не отрываясь, смотрела наверх. Она буквально гипнотизировала плиты, как будто это могло ускорить спасение.
Изредка она бросала встревоженный взгляд на девочку. Та сидела неподвижно, не подавая признаков жизни. Но девочка была жива. Кёсем это чувствовала, слышала ее слабенькое дыхание. Кошечка периодически лизала ей щечки, носик, ручки. Гизем на миг открывала глазки, гладила Кёсем и снова впадала в забытье.
Наконец, звуки раздались над самой головой. Что-то заскрежетало, и на кошечку полился яркий солнечный свет. Она зажмурилась и замяукала. Ей казалось, что кричала она громко, но на самом деле из горла вылетали сиплые, едва слышные звуки. Но ее услышали!
Спасательные работы продолжались третьи сутки. Все это время Керемджем бей не отходил от спасателей. Он работал вместе с ними. Его пытались отправить с пострадавшими в приемный пункт, но он отказался.
- Под завалом мои маленькие Гизем и Кёсем. Я должен их найти.
Он разбирал обломки плит без перерыва на сон и отдых. Лицо Керемджем бея почернело, руки были в ссадинах и порезах, но он не чувствовал боли. Дорога была каждая минута.
Неожиданно из-под завала раздалось хриплое мяуканье. Спасатели убрали еще осколок плиты, и один из них сунул в отверстие руку. Тот час на свет была извлечена кошечка. Ее, некогда белоснежная, шерстка стала дымчато-серой.
- Надо же, кошка выжила! – Громко проговорил спасатель.
Керемджем бей повернул голову и с трудом узнал семейную любимицу.
- Кёсем! Девочка! – подхватил он на руки еле живую кошечку. – А где Гизем?
Услышав имя девочки, кошка, собрав силы, спрыгнула на землю и юркнула в отверстие, из которого ее только что извлекли. Девочка лежала без сознания. Кошечка прихватила зубками краешек ее платьица, дернула изо всех сил. Тонкая ткань поддалась, и в зубах Кёсем остался лоскуток детского платьица. Со своим трофеем кошечка из последних сил выбралась наверх, к людям.
- Смотрите, это лоскуток от платья моей Гизем. – Обратился Керемджем бей к спасателям. – Моя дочка там.
- Так, папаша, берите кошку и отходите в сторону. – Сказал ему один из спасателей. – Сейчас нужно быть очень осторожным, мы сами все сделаем.
Минут через пятнадцать, которые Керемджем бею и Кёсем показались вечностью, девочку достали из-под завала. Она была без сознания. Спасатели положили ее в машину скорой помощи. Керемджем бей, бережно прижимая кошечку к груди, сел рядом с дочерью.
- С животными не положено. – Начал, было, фельдшер, но врач осадил его:
- Она с ребенком три дня под завалом пробыла. Слышал, что спасатели рассказывали? Еле лапками шевелила, но показывала, где девочка находится. А ты «не положено». Налей-ка, лучше воды в стаканчик, ее напоить нужно.
И, вдруг, они услышали тихий голос отца девочки:
- О, Всемогущий Аллах! Я благодарю тебя и благословляю тот день, когда ты привел в мой дом маленькую Кёсем.
Друзья, поставьте 👍если вам понравилась статья. Спасибо!