Найти тему

Сенсомоторная интеграция:

  • какие упражнения должна включать
  • как должны строится занятия
  • последовательность упражнений (что после чего должно идти)

Дорогие друзья, в прошлой статье “Три блока мозга” мы разобрались какие функции они выполняют, где находятся,что в себя включают и как развиваются. Если Вы читали статью “Три блока мозга”, то Вы уже знаете, почему начинать нейропсихологическую работу нужно именно с I блока, а если ещё не успели, то обязательно прочтите её. Это поможет понять, как вообще развивается мозг: что “созревает" раньше, а что позже и с чего начинать коррекционную работу. Итак, ранее мы вкратце обозначили что I блоку мозга для правильного развития и функционирования необходимо движение. А чтобы преодолеть трудности в его работе необходима сенсомоторная интеграция (коррекция) - т.е. специальные нейропсихологические упражнения. Именно об этом сегодня поговорим подробнее, так как интерпретации этого процесса в разных школах/направлениях и у разных специалистов могут сильно отличаться. А, неискушенному родителю бывает трудно разобраться правильно ли идёт ход коррекционной работы, обоснованы ли те упражнения, которые ребенок выполняет со специалистом и когда ждать первых результатов? Здесь я сразу отмечу, что буду излагать свою интерпретацию процесса сенсомоторной коррекции, которая строится на  классической основе метода замещающего онтогенеза (по А.В.Семёнович), с элементами современных авторов, которые уже проверены и эффективно показали себя на практике (по Т.Г. Горячевой). Итак, поехали! Все упражнения выполняются в определенной очередности и состоят из 4ех основных блоков : т.е. каждое занятие мы будем выполнять упражнения из всех 4ех блоков, постепенно наращивая их количество и сложность. Почему здесь так важна очередность и последовательность выполнения? Потому что эти 4 блока упражнений соответствуют 4ем этапам моторного развития ребенка от рождения до года: 1ый блок - лёжа (младенец сначала может только лежать), 2ой блок - сидя (к 6-7 месяцам он садится), 3ий блок - на четвереньках (8-9 месяцев ребенок начинает ползать), 4ый блок - стоя (10-12 месяцев ребенок делает первые самостоятельные шаги и далее оттачивает навык прямой ходьбы). Как и маленький ребенок не может из положения лёжа сразу поползти, или без предшествующего освоения пола путем ползания (даже если это было просто раскачивание на четвереньках), сразу встать на ножки и пойти, так и мы в своей работе не должны перескакивать, пропускать этапы или начинать занятия с более сложных этапов. 

1. Занятия начинается с небольшой настройки ребенка на работу - установление контакта: короткий диалог-приветствие, проверка домашнего задания, обещание небольшого бонуса в конце занятия, чтобы у ребенка была мотивация на работу.

2. Короткая разминка: у меня это самомассаж “волшебных точек” на лице, шее и ушках, самомассаж кистей и пальчиков и др.

Упражнение "Волшебные точки" картинка взята из интернета
Упражнение "Волшебные точки" картинка взята из интернета

3. Первый блок упражнений - блок лёжа растяжки прямые и перекрестные, "лодочка", "корзинка",  "брёвнышко", "гусеница", ползание на животе по “пластунски” и другие  - здесь помним,что мы ещё не умеем отрываться от пола и делаем все строго лёжа!

Ползание лёжа на спине при помощи движения плеч и небольшой помощи ног без отрыва от пола
Ползание лёжа на спине при помощи движения плеч и небольшой помощи ног без отрыва от пола

4. Второй блок сидя: упражнение перекатывающееся “яблочко”, “гусиный шаг”, “бабочка” и другие - здесь помним все выполняем сидя, мы ещё не научились ползать.

Упражнение "бабочка" в котором движение согнутых ног напоминают взмах крыльев бабочки. Картинки взята из интернета
Упражнение "бабочка" в котором движение согнутых ног напоминают взмах крыльев бабочки. Картинки взята из интернета

5. Блок на четвереньках: прямое и перекрестное ползание, специальное ползание с сочетанным перекрещиванием обеих рук и обеих ног, паучок и другие.

Ползание правая рука+правая нога, затем левая рука + левая нога. Картинка взята из интернета
Ползание правая рука+правая нога, затем левая рука + левая нога. Картинка взята из интернета

6. Блок стоя: ходьба “Буратино”, “канатоходец”, специальная ходьба у стены с сочетанным перекрещиванием рук и ног. Сюда же можно включить упражнения на равновесие: стоя на балансире и др.  - помним все делаем стоя! Мы уже научились ходить!

Упражнение "канатоходец" картинка взята из интернета
Упражнение "канатоходец" картинка взята из интернета

Когда мы увидим первые результаты ? вопрос который волнует всех без исключения родителей , ну и конечно специалистов. Здесь многое зависит от наличного уровня развития и состояния ребенка. Исходя только из своего личного опыта, могу сказать , что первые результаты можно увидеть через 2-3 месяца регулярной работы - это касается сенсомоторной коррекции. А про функции восприятия (II блок мозга) и высшие корковые функции (память, внимание, мышление, речь, воображение и волю) мы поговорим отдельно в следующих статьях.

Итак, сегодня мы коротко, но обоснованно описали ту часть коррекционного занятия, которая отводится на сенсомоторную интеграцию, и конечно мы ещё не раз вернёмся к этой теме. Рассмотрим каждый блок упражнений более подробно, так, чтобы родители планирующие или уже посещающие занятия с нейропсихологом имели представление о том, что такое сенсомоторная интеграция и что в нее входит. А родители не имеющие возможность регулярно и длительно посещать занятия, смогли в домашних условиях внедрить (хотя бы основные) упражнения в повседневную жизнь!

Дорогие друзья, не забывайте подписываться на канал! Впереди нас ждёт много полезного и интересного!