Итак ученица мега ответственная.
И домашняя работа на высоте, и на уроке участвует в беседе, выполняет, отвечает, задает вопросы.
Но контрольные пишет очень плохо. Девочка как будто резко глупеет. В чем причина?!
Я этот ребус разгадала)).
Но сначала вспомним завывания многих родителей. Интернет ими переполнен.
"Учитель!!! Заинтересуй мое чадо!!! Найди подход!!!"
Еще в начале своей учительской деятельности я испробовала массу новшеств. В том числе и игровой подход.
Урок проходил как мгновение ока, класс был воодушевлен, участвовали все, нравилось всем. Но итоговая контрольная показала низкий уровень знаний.
От метода я отказалась. Игру перевела во внеурочные мероприятия по предмету. Но все же хотелось бы, конечно, так организовать урок, чтобы дети не замечали, как новые сведения сами собой просачиваются в их головушки.
Но нет. Не удавалось. Или требовало слишком больших затрат на подготовку.
Однако есть коллеги, которые умудрялись без помпезных шоу, перемежая беседу по теме с "левыми" разговорами, как бы отвлекаясь на детские уловки, незаметно предъявить за урок весь новый материал. Более того, он оказывался "вплетенным" в текущую жизнь школьников, неразрывно связанным с нею. И результаты тестов на хорошем уровне. И дети обожают учителя и предмет. Но ... экзамен провален.
Для расследования этого любопытного феномена придется рассмотреть упомянутых учителей как личностей. Обратить внимание на некоторые их черты характера.
Во-первых, они оба искренне сочувствуют детям в их нелегком учебном труде.
Во-вторых, уверены, что практически все зависит от них, учителей. Ответственность за усвоение берут на себя, не оставляя ответственности ребенку.
Как следствие этого перекоса ...
А в чем перекос? - спросите вы.- Все же правильно!
Ан нет.
Во-первых, сочувствие, которому не поставлен ограничитель, быстро и незаметно перерастает в жалость к себе. Учитель начинает страдать, поставив себя на место ученика. Стоит ученику невербально продемонстрировать растерянность или утомление, как учитель снижает напор, облегчает, разжевывает, добавляет юмор и другие "обезболивающие".
Мотивация работать над информацией, структурировать ее у ребенка не развивается.
Во-вторых, организация тестирования (при ответственности за его результата на учителя) неосознанно приводит к выбору заданий попроще и/или комментариям с подсказками.
Выполняя тест, ученик перебирает варианты, а не составляет в уме логическую цепочку, не мыслит. Не учится этому, не стремится.
Теперь о моей ученице. Как бы слишком нервной, что стресс от контрольной выбивал ее из колеи. Отнюдь.
Не нервность и не стресс, а все те же пагубные, хоть и восхваляемые, свойства учителя.
Малейшая растерянность, даже задержка с ответом вызывала мои поддерживающие комментарии, содержащие неосознанную подсказку.
А домашние работы, как оказалось, девушка выполняла с помощью ГДЗ, разобрав однако решение до винтиков. Поэтому она легко "проходила" мой "перекрестный допрос". Придраться было не к чему. Она знала все о решении конкретной задачи.
Но на контрольной надо было самой строить путь к решению.
Тренировки в этом до момента, когда мы с ней разгадали парадокс, практически не было.
Задание.
Взять своего ребенка или себя любимого. И найти в каком-нибудь не самом успешном деле уловку организма. Когда мотивация вроде бы есть, ресурсы расходуются, но ... не на то. Сворачивает ручеек внимания в сторону меньших затрат.