Найти тему
Эпонимы и Мы

СИМПТОМ ПЕРЕЛЬМАНА

Помните классический медицинский анекдот: "Доктор, я обнаружил у себя маленький симптомчик сифилиса. - Какой же? - У меня нос провалился". Для тех, кто не понял, шутка юмора в том, что проблемы с носом возникают уже в третьей фазе заболевания, спустя 4-5 лет после заражения.

Эту же ситуацию можно растянуть и на любой другой недуг. Но суть остаётся той же самой: есть симптомы, которые можно выявить на самых ранних стадиях. А всё последующее - вторично, хотя и не менее важно.

Например, многие по себе знают или имеют представление о том, что такое "мениск". С анатомической точки зрения - это хрящевая прокладка, которая выполняет роль амортизатора в суставе, а также стабилизирует коленный сустав.

Но в массовом сознании, когда кто-то употребляет оборот "у меня мениск", это почти всегда ассоциируется с проблемами данного органа. И воспринимается, действительно, весьма тревожно, ибо если у тебя "мениск", значит, будь готов к долгим и неприятным последствиям. То есть колено тебя будет подводить, вплоть до полной неспособности ноги поддерживать тело. И - болеть, зараза.

-2

(Мой дядя, самых честных правил, в юности порвал мениск на одной ноге, и всю жизнь мучался, несчётное количество раз ложась в больницу на восстановление. Сегодня ему 85, и он продолжает мучаться.)

Существует множество способов выявить наличие у человека проблем с мениском. Причём почти все названия - эпонимические (СИМПТОМЫ БАЙКОВА, ЧАКЛИНА, ЛАНДА, ЛАНДАУ, ШТЕЙМАНА, ПОЛЯКОВА, РАУБЕРА, БЕЛЕРА, МАК-МЮРРЕЯ, ТУРНЕРА и пр.). В том числе - СИМПТОМ ПЕРЕЛЬМАНА. Я его выбрал потому, что... сами догадайтесь, почему.

-3

Но российский математик Григорий Яковлевич Перельман к этому не имеет никакого отношения, кроме, единственное, схожести фамилий. Точно так же, как бывший редактор "Эха Москвы" Алексей Алексеевич Венедиктов не имеет отношения к СПОСОБУ БАЛЬЗАМИРОВАНИЯ ВЕНЕДИКТОВА.

-4

Короче, СИМПТОМ ПЕРЕЛЬМАНА - это боль в коленном суставе при ходьбе по лестнице, когда человек полностью разгибает ногу. Есть, правда, и ещё один СИМПТОМ ПЕРЕЛЬМАНА, но он, как говорится, тоже в тему: это появление или усиление боли с наружной или внутренней стороны коленного сустава при вращательных движениях.

Поэтому если у вас есть подозрение на повреждение мениска и вам больно подниматься и опускаться (особенно - спускаться!) по ступеням, стоит обратиться к врачу. Он проведёт дополнительные исследования и либо подтвердит, либо опровергнет ваши непрофессиональные догадки.

Лично я, например, точно знаю, что мениски у меня в порядке (тьфу-тьфу-тьфу!), но вот когда мы ходили в горы, было неожиданно сложно именно идти вниз по склону. Очень большая нагрузка на колени, особенно на коленные чашечки. Почему-то мне всегда казалось, что уж спускать-то всяко легче, чем подниматься. Оказалось - не всегда.

-5

Израиль Моисеевич Перельман (1892 - 1954) - советский хирург.

Родился в Минске, учился сначала в Минском реальном училище, затем поступил на медицинский факультет Бернского университета, но перед самым началом Первой мировой войны вернулся в Россию и продолжил учёбу в Московском университете.

В 1917 году в должности младшего врача служил на Румынском фронте, а когда грянула Октябрьская революция - вступил в Красную армию.

Демобилизовавшись в 1921 году, принял активное участие в организации медицинского факультета Белорусского государственного университета, работал прозектором на кафедре анатомии, ординатором хирургического отделения Минской губернской больницы, ассистентом факультетской хирургической клиники Белорусского университета.

В 1925 году Перельман стажировался в клиниках Германии. И ему за это даже потом ничего не было. В 30-е годы он заведовал хирургическим отделением Борисовской городской больницы, 1-й Гомельской больницы, руководил опорным пунктом Белорусского государственного заочного медицинского института (оказывается, раньше были и такие!).

Защитив докторскую диссертацию по теме «Непроходимость кишок», стал заведующим кафедрой госпитальной хирургии Витебского медицинского института.

Когда началась Великая Отечественная война, он вместе с институтом был эвакуирован в Орджоникидзе, где возглавил хирургическую клинику Северо-Осетинского медицинского института. Потом Перельмана перевели в Новосибирский медицинский институт, затем - в Ярославль, для организации хирургических кафедр эвакуированного сюда Белорусского медицинского института.

Финал его жизни печален: в октябре 1951 года его назначили заведующим кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Ярославского медицинского института. Поскольку на новом месте не было клинической базы, Перельман отказался вступить в должность и был уволен.

Это настолько потрясло доктора, что он сильно занедужил и в итоге скоропостижно скончался.

Его перу принадлежат довольно интересные работы, посвящённые, в том числе, ошибкам и неудачам в хирургии. Как известно, людям всегда любопытно узнать, кто, где и как облажался.

А ещё стоит отметить, что один из детей Израиля Моисеевича - Михаил Израилевич Перельман - стал академиком АМН СССР и РАМН.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!