Июль для балконных чтений оказался непродуктивным🤷🏻
И причин для этого несколько.
Во-первых, изнурительная жара превратила застекленный балкон в настоящую теплицу. Во-вторых, завал на работе отнимал почти все умственные силы. Ну и в-третьих, увязла я в романе Петра Боборыкина "Китай-город": и бросить было жалко, потому что вообще-то интересно, но и скользить по страницами как-то не получалось - то яма, то колдобина - тут и непонятные, вышедшие из употребления, слова и непонятные ситуации, переживания героев. Да и скроен этот роман небезупречно, честно говоря.
Книга состоит из пяти частей. Первые две части рассказывают о жизни двух разных женщин из купеческого сословия: Анны Серафимовны Станицыной и Марьи Орестовны Нетовой. Обе замужем и обе в браке несчастны.
Первая, Анна Серафимовна (какие имена!), женщина деловая, предприимчивая, в мужья ей достался - прожигатель жизни и капиталов, картежник и волокита - Виктор Миронович.
Вторая, Марья Орестовна - потомок какой-то побочной ветки (от незаконорожденного ребенка) дворянского рода, поэтому очень тяготится своим купеческим званием, поэтому своего мужа, по несчастью безумно в нее влюбленного, "вдохновляет" выслуживать награды и ордена, чтобы приблизиться к дворянскому обществу. Муж ее робкий, но далеко не глупый - Евлампий Григорьевич - владелец внушительных капиталов, щедро тратит эти капиталы на все капризы своей дорогой жены, но счастья ей этим не приносит.
(И вот здесь можно задуматься, почему две эти женщины несчастны? Умные люди говорят, что мы страдаем, когда наши ожидания сильно отличаются от реальности, от наших возможностей. И чем больше отличаются, тем сильнее страдаем. Конечно, хочется обвинить во всем - реальность: почему судьба так немилосердна?! Но вообще-то в этом уравнении есть еще и - ожидания, на которые повлиять чуть легче, чем на реальность).
Словом, если бы и в последующих частях автор продолжил эту линию - показывал жизнь общества с точки зрения женщин, я бы сказала, что это невероятно смело, ново и интересно - для второй половины XIX века. Но нет, в последующих частях на первый план выходит Андрей Дмитриевич Палтусов, который в первых двух частях лишь мелькал на фоне. Он потомок обедневшего дворянского рода, который идет в услужение к купцам с определенной целью - сколотить большой капитал. Ему не чужды дворянские представления о чести и достоинстве, у него есть свой моральный кодекс, который он не нарушает.
Но ближе к финалу мы понимаем, что его поступками движет только расчет, только его личная выгода.
Боборыкин довольно ярко и доходчиво изобразил не только финансовое, но и нравственное оскудение дворянства во второй половине XIX века. Он запечатлел тот момент, когда в русском обществе на передний план вышли дельцы, промышленники, владельцы фабрик и заводов, биржевые маклеры. И лично я не прониклась трагедией этого процесса. Меня не тронула горечь по былым временам тех людей, единственное достоинство которых состоит в принадлежности к той или иной семье. Я считаю справедливым, когда каждому воздается по делам его. Поэтому главный конфликт этой книги меня не тронул.
Но ценность романа Боборыкина не в сюжете. Роман содержит фотографически точное описание московских реалий: разнообразие ресторанных заведений (от дешевых забегаловок в торговых рядах до шикарных ресторанов), театральное закулисье (расцвет Малого театра и широкую популярность пьес Островского), труды и дни Московского университета и широкое празднование дня студентов, 12 января (по старому стилю), становление Русского музыкального общества с регулярными концертами в зале Благородного собрания.
Это все очень интересно прочитать.
И этим роман Петра Боборыкина "Китай-город" мне понравился. Но я не знаю, будет ли он интересен тем, кого не очень увлекает история Москвы🤷🏻