В христианстве выделяют три основных конфессии т.е. направления: православие, католицизм и протестантизм. Внутри этих конфессий есть множество деноминаций т.е. сект, течений или, опять же, направлений. Выбирайте слово, которое нравится больше.
Каждая из христианских группировок претендует на истину в последней инстанции. Православный уверен, что именно его версия христианства правильная и только православие ведёт к спасению. Католик уверен в корректности своего варианта и т.д.
Попытаемся выяснить, кто же из них прав.
Христианство возникает в 1 веке н.э. Как говорят, в то время по территории современного Израиля ходил молодой мужчина, его звали Иисус. Он говорил, что он сын божий, творил чудеса, потом был замучен за свои слова, а после воскрес.
Истории об этих событиях на некоторых произвели большое впечатление. Они ими прониклись, увидели некие сходства с пророчествами из древних книг и решили рассказать об этом всему миру. Эти некоторые глубоко уверовали в Иисуса, стали называть его Иисус Христос т.е. Иисус Мессия или Спаситель, и начали проповедовать его учение о жизни вечной, которой можно достичь, если совершить некоторые действия.
Казалось бы, какие могут быть проблем, всё ведь абсолютно ясно: есть бог, силы добра, жизнь вечная, душа, о которой нужно заботиться, ангелы, ад и рай. Верь, молись, старайся не грешить. Если согрешил, просто ещё раз помолись, и всё у тебя будет нормально.
К сожалению, так просто с людьми никогда не бывает: всегда найдётся повод для разногласий.
В самом начале т.е. в первую тысячу лет нашей эры, никакого православия, католицизма и протестантизма, конечно, не существовало. Всё было гораздо хуже. Как уже говорили в прошлых выпусках, истории о жизни и смерти Христа начинают появляться уже в 1 веке, и чем дальше время уходило о тех событий, тем больше историй о них появлялось.
Истории были самые разные. В целом это напоминало вселенную Гарри Поттера. Есть основной персонаж — понятно, что всё будет вращаться вокруг него, но простора для фантазии всё равно хватает. Поэтому также можно рассказать о детстве, юности и отрочестве, о приключениях после вознесения, о вариантах конца света, о жизни второстепенных персонажей — злодеев и сподвижников и т.д.
В самом начале каждый верил, как хотел. Люди читали, а чаще слушали истории, которые до них доходили, какие-то им нравились больше, вот в них они и верили. Всё было прекрасно, но, как и всегда, стали быстро появляться умудрённые науками люди, которые начали теоретизировать, строить мыслительные конструкции, ссылаться на какие-то источники и утверждать, что верить нужно именно вот и никак иначе, потому что истина одна, соответственно, правильная интерпретация тоже только одна. Не может быть, чтобы все сразу были правы в таком важном вопросе.
Эти образованные люди чаще всего были священникам, лидерами местных христианских общин. Они объединяли вокруг себя других, менее грамтоных, потому что производили впечатление своим красноречие, убедительностью или истовостью своей веры. Таких людей было достаточно, поэтому возникает множество видов христианства, различия между которыми кажутся ничтожными, но только в том случае, если ты не относишься к этому серьёзно. Для самих верующих, всё принципиально важно, потому что речь идёт о жизни и смерти, причём в наивысшем смысле.
По каким вопросам расходятся первые христиане? Разумеется, по всем. Вот лишь некоторые направления в христианстве первых веков[1]: гностицизм (авелиты, каиниты, офиты, ираклеониты), манихейство, арианство, монтанизм, маркионитство, донатизм, несторианство, монофизиты, диофизиты, иудействующие, антитринитаризм, павликанство.
Откуда такое разнообразие? Как уже было сказано, сколько верующих столько и вариантов веры.
Кто-то считает, что природа Христа человеческая, кто-то — что божественна, кто-то — что 50/50. Одни говорят, что Иисус — это бог, но всё-таки не такой крутой, как ветхозаветный Иегова. Кто-то говорит, что такой же крутой, кто-то — что даже круче. Одни считают, что в христианстве три бога, другие — что два, третьи — что один. Также есть мнение, что Иисус вообще никакой не бог, а просто очередной пророк, который лишь разъясняет и дополняет то, что было сказано до него. Является ли Иисус ипостасью единого бога или его нужно рассматривать как отдельную сущностью? Как трактовать слово «ипостась»? Является ли бог, который встречается в тексте библии, добрым и единственным, или есть другие боги, получше и поверховнее? Есть Отец, Сын и Святой дух или только Отец и Сын? Должны ли быть церкви и священники? Нужно ли следовать всему, что написано в Ветхом завете?
Вопросов масса, а текст библии оставляет простор для любых интерпретаций.
Несмотря на это, с течением времени христианство становится более-менее единообразным. Проводятся вселенские соборы, на которых оформляется догматика, канон и символ веры. Да, сект ещё очень много, но, во-первых, люди уже отличают секты от официальной церкви, от того, как верит большинство. Во-вторых, это самое большинство начинают активно использовать слово «еретик» по отношению к тем, кто верит по-другому. А еретик хуже атеиста.
Казалось бы, до полного единства и братства в вере один шаг, но, как назло, в 8 веке начинается иконоборческое движение. Надо сказать, что к этому шло с самого начала. Уже в 1 и 2 веке появляются изображения Иисуса, богородицы, ангелов и т.п. Некоторые из верующих обращают на это внимание и задаются вопросом: а чем это отличается от язычества, в котором поклоняются изваяниям, камням и деревья? Но в начале это были просто единичные сомнения, а вот к 8 веку всё ожидаемо запустилось.
Дело в том, что люди обожают поклоняется, а если объект поклонения можно потрогать, увидеть или услышать, то они моментально пускаются во все тяжкие. За первые 700 лет иконы, фрески и росписи в храмах приобрели гораздо больший вес, чем бог, добрые дела и вера. Люди активно закупали иконы, чтобы связать ангела, святого или самого Иисуса Иосифовича с собственной судьбой или судьбой своего ребёнка. Они соскребали краску с икон и добавляли её в вино; они ели с икон, потом что пища, по их представлениям, таким образом освещается и т.д. С того времени абсолютно ничего не изменилось и вряд ли когда-то изменится.
На этом фоне появляются люди, которые вдруг прозревают и говорят, что у нас вообще-то написано: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им…»[2]. После этих слов началось.
Верующие во Христа начали притеснять, забивать камнями и, разумеется, рубить других верующих во Христа только за то, что те изображали его и другие божественно-небесные сущности. Несколько десятилетий иконы сжигали, рубили и топили. Так же поступали с теми, кто их писал, и кто им поклонялся. Всё это делали сами христиане, причём самые истовые, самые небезразличные и трепетные. Но потом в христианских головах что-то щёлкнуло, и иконы снова стали почитать, а преследовали уж тех, кто им недостаточно поклонялся.
Этот период называется «Иконоборчество в Византии 8-9 веков».
С иконами разобрались, они всё-таки важны, и вроде как мы снова на пути к единению, но в 11 веке происходит великая схизма — церковный раскол. О политических и экономических причинах говорить не будет, хотя они, как и всегда, являются главными. Нас интересует вера в её истинном варианте.
К 11 веку мы имеем отчётливое деление на восточное и западное христианство. Это получается по естественным причинам. Поскольку мы говорим об очень большом пространстве т.е. о всей Евразии, выходит так, что за многие века на Западе и на Востоке получились: разные авторитетные попы, разная церковная иерархия, богослужение, язык, финансовые потоки, разные отношения с властями — царями, королями, императорами, князьями и т.д. Какой будет формальный повод, чтобы предать друг друга анафеме? Какой угодно.
Теперь внимание. 11 век, 1054 год. С этого момента мы говорим о православии (восточное христианство) и католицизме (западное христианство). Номинально это важнейшая вещь в истории Вселенной: речь о том, как правильно верить в бога, как спасти свою душу и обрети жизнь вечную, как познать истину.
Началась всё со спора о хлебе[3]. Дело в том, что на Западе в силу традиции при совершении евхаристии использовался бездрожжевой хлеб, а на Востоке — дрожжевой. Тысячу лет это никого не волновало — честно говоря, вообще сложно поверить, что кто-то на это обратил внимание т.е. проанализировал ситуацию, подумал и вдруг понял, что хлеб разный — но это ладно. Так или иначе в 11 веке всё вдруг стало принципиально важным, и сосуществовать верующим в высшее существо, которые едят разный хлеб, стало абсолютно невозможно.
Само собой, у всего этого есть политико-экономическая подоплёка. Как всегда, попы и короли просто не поделили землю, деньги и власть, а хлеб, как и всё остальное, был просто поводом. Но именно так всё подавалось официально, все ведь борются за чистоту веры, за истину и за жизнь вечную, поэтому мы обо всём этом и говорим.
Так вот, не сошлись по вопросу о хлебе, но этого для полного разрыва было как-то маловато, поэтому придумали ещё. Главным теологическими поводом для разногласий стал догмат о филиокве. Филиокве означает «и от Сына». Православные считают, что святой дух исходит только от отца. Католики, что и от отца, и от сына. Позже в католицизме появится догмат о непорочном зачатии Девы Марии, о чистилище, о непогрешимости Папы Римского, но пока христианский мир раскалывается из-за видов хлеба и из-за неопределённости по вопросу об истечении Святого Духа.
Здесь сторонний наблюдатель мог бы предположить, что почкование христианства окончено: есть два вида, больше уже не будет, потому что для этого нет причин. Есть Запад со своим вариантов, с которым там все согласны, есть Восток со своим, и вот кто-то из них точно прав — выбирать нужно всего из двух вариантов.
Всё не так просто.
Люди, которые хотели верить и понимать библию по-своему, а не как предлагает официальная церковь, продолжали появляться как на Западе, так и на Востоке, поэтому дробление единственно истинных учений так же продолжилось. Из православия вышли старообрядцы, скопцы, хлысты, беспоповцы, иоанниты и уже в наше время кондраты из секты бога Кузи. На Западе были альбигойцы, катары, вальденсы и, конечно, протестанты, к которым мы и переходим.
В начале 16 века появляется некто Мартин Лютер, который говорит, что жить так больше нельзя. Всё извратили, никто по-настоящему не верит, подлинное христианство давно утрачено, всё превратилось в бизнес — продажу индульгенций. Меня, как горячо верующего во Христа, всё это возмущает, поэтому я буду бороться.
Сам Мартин Лютер был учёным монахом, разумеется, католиком. Ему многое не нравилось в церкви и современных ему людях, поэтому он решает очистить христианство от той коммерческой и сугубо земной шелухи, которая на него налипла за многие века существования. Лютер говорит, что человек спасается только верой, только благодатью и только библией. Благодать даруется богом и никем другим; верить можно где угодно и когда угодно, и это вообще касается только человека, это глубоко интимная вещь; а библия является единственным и исчерпывающим источником истины т.е. всё, что надо знать, изложено там, никаких дополнений не требуется. Всё это со ссылками, а не просто из головы в духе я так думаю, потому что я так думаю[4].
Лютер говорит, что церковь — это фигня, папа и кардиналы — никто: они не могут ничего гарантировать, и почему мы вообще должны их слушать; между богом и человек не может быть никаких посредников: бог всегда всё слышит и видит, потому что он вездесущ и всемогущ; индульгенции не отпускают грехов и т.д.
Папа и кардиналы это внимательно послушали и всё сразу поняли правильно. Если человек может общаться с богом напрямую, то тогда зачем мы? Если индульгенции не отпускают грехов, значит их никто не будет покупать. Если их никто не будет покупать, то откуда тогда у нас будут появляться деньги? Именно по этим причинам т.е. из-за потенциального оскудения финансовых потоков церкви и утраты ей авторитета в обществе, доктор Лютер был предан анафеме и осуждён как еретик.
Протест Лютера против безобразий официальной церкви моментально подхватили. Само собой, всё к этому шло уже много веков, и реформация, так же, как и всё остальное, имеет прежде всего экономические и политические причины, но мы говорим про веру и только про веру.
Точно так же, как и в первые века, тут же появляются люди, которые предлагают свои варианты. Лютер начинает борьбу за настоящее христианство, многие с ним соглашаются, но не во всём. А если соглашаются во всём, то начинают добавлять свои идеи. Таким образом возникает кальвинизм, цвинглианство, а позже — англиканство, баптисты, пятидесятники, методисты, мормоны и т.д.
В Европе начинаются религиозные войны — христиане снова жгут и рубят друг друга из-за любви к богу и истине. Точно так же, как и раньше, рубятся и жгутся иконы, разрушаются статуи святых и вообще всё церковное барахло, как было, например, в Нидерландах. В периоды Реформации часть христиан снова перестала понимать, в чём же, собственно, отличие иконы, на которую молятся и у которой просят помощи, от языческого идола из камня, дерева или другого материал.
Список всех христианских течений и сект, претендующих на истину в последней инстанции, привести не получится, потому что человечество пока не изобрело монитор, который мог бы их вместить.
В начале я сказал, что сегодня мы попытаемся разобраться, кто прав, как же нужно на самом деле верить в бога, чтобы спастись. У меня этого сделать не получилось. Если получилось у вас, то пишите в комментариях.
[1] Гностицизм (авелиты, каиниты, офиты, ираклеониты), манихейство, арианство, монтанизм, маркионитство, донатизм, несторианство, монофизиты, диофизиты, иудействующие, антитринитаризм, павликанство.
[2] (Исх. 20:4-5)
[3] Спор об опресноках
[4] Гал. 3:11 «Праведный верою жив будет». Еф. 2:8 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар».