Полгода назад я затеяла тематическую фотосессию, значительная часть кадров которой была напрямую связана с песней "Личный ад" группы Чёрный Кузнец, (очень "личной" для меня песней, ах, сколько души в неё вложено!)
Это моя обычная фишка – выражать себя и свои чувства через фотографии, прочно связывая и подсознательно ассоциируя их с какой-либо музыкой или поэзией, чтобы усилить эмоции при просмотре/прослушивании/прочтении, то есть полном погружении в разные виды искусства одновременно.
Как видно, состояние на период съёмки у меня было абсолютно подавленным, однако спустя время, уже проживая кратковременный, но невероятный период своей жизни, я снова вернулась к этим кадрам с целью нарисовать автопортрет, опираясь на уже созданный образ, ведь всё-таки уж очень привычна мне эта мрачность.
На момент зарождения перформанса картина выглядела вот так (конечно, ещё незаконченный и очень кривой вариант, но уже и не набросок) А ещё раньше, так сказать, в зачаточном состоянии, - вот так:
Рисовать её я начала больше месяца назад. Завершить картину я уже не имела возможности, потому что каждая попытка сесть за мольберт заканчивалась истерикой, очень болезненными воспоминаниями о тех временах и сплошным потоком убийственных мыслей. Учитывая, что это автопортрет, для меня он является ещё большим триггером, чем какие-либо места, фразы или события, поэтому у меня не было никакого другого выхода, кроме как сжечь её, но... гореть она не хотела. Как я ни пыталась уничтожить её, огонь вечно потухал, поэтому я решила сделать несколько разрезов на груди и глазах картинной себя (тоже в какой-то степени символично) и поджечь холст с внутренней стороны – удалось, пламя разрослось с такой скоростью, что я чуть не спалила всю комнату.
Огонь очень удачно перекинулся на нарисованную свечу, создавая иллюзию "многомирия" - мира этой самой картины и её лирической героини, мира душевных переживаний автора, то есть, меня, и мира настоящего - мира самого пламени в моменте захвата и уничтожения всех других миров.
Кроме того, я специально залила автопортрет бутафорской кровью, чтобы усилить трагизм перед сожжением и акцентировать внимание на разнице между первоисточником работы и её конечным видом.
К сожалению (а может и к счастью), полностью уничтожить картину не вышло. Сначала я думала вынести её на улицу и сжечь окончательно, но потом в моей голове стали рождаться и другие варианты продолжения и развития катарсиса, так что на следующие несколько дней я с головой ушла в этот "психо-творческий перформанс против самой себя"...
Примечательно, что не так давно я пересматривала свой скетчбук 2020-2022 годов, и обнаружила удивительное сходство между своей нынешней наполовину уничтоженной картиной и этим кривым наброском. На тот момент я рисовала абстрактного "безликого" человека, а сейчас уже - саму себя с точно таким же сожжённым, провалившимся лицом. Передаю привет маленькой мне, это была отсылка и взгляд в безутешное будущее!
Ещё важно упомянуть, что один автопортрет у меня уже был (всего один, потому что не очень я портреты люблю, пейзажист как-никак).
Он был нарисован несколькими слоями акриловой краски на куске пенопласта, по центру картины располагается поломанная зубочистка (в порыве мрачного вдохновения захотелось проявить оригинальность).
Создан на печально запомнившемся мне рубеже 2022-2023 годов.
Мне показалось очень символичным расположение выжженных фрагментов – практически ровно по центру лица, огонь как будто специально дал мне понять, что ещё не всё потеряно, – поэтому "избавляться" от картины я передумала - решила прикрепить к задней части холста закрашенные чёрным акрилом листы, приклеить обуглившиеся края к этим листам - чтобы совсем не осыпались - и "обработать раны" лирической героине... снова залив их бутафорской кровью.
Вышло у меня вот что:
Пламени уже нет, но иллюзия "многомирия" и многослойности остаётся, работа всё также имеет "двойное дно отсылок".
Но я и на этом не остановилась. Весь этот перформанс безумно много значит для меня, поэтому я уже тогда имела абсолютную уверенность в том, что довести начатое нужно до самого конца.
И вот, моё безумие достигло пика – я вошла в образ "первоисточника" (а точнее, оделась и нанесла точно такой же грим, как для первой фотосессии), а потом преобразилась до нынешнего состояния наполовину уничтоженного автопортрета.
Раз - первая фотосъёмка,
Два - автопортрет с отсылкой на эту фотосъёмку,
Три - сожжение и "реинкарнация" картины,
Четыре - фотосъёмка в образе уже сожжённого автопортрета с этим же автопортретом в руках.
Итого - целых четыре этапа, четыре, так сказать, связующих звена всего этого перформанса. Понимаете, да?
Если очень внимательно приглядеться, можно увидеть двоих почти полностью прозрачных и едва заметных "призраков" на первом фото – это снова отсылки: с двумя призраками, мной и моей картиной в кадре нас получается как раз четверо! И эти четверо - и есть моё "абсолютное" прошлое, недавнее прошлое, настоящее ("разбитое" душевное состояние в котором тянется и тянется, и будет тянуться ещё неизвестно сколько времени), и будущее!
На этом моё безумие завершилось (наверное...) Вот вам и яркий пример того, насколько творческие люди безбашенны и неуравновешенны)
На этом прощаюсь. Живите и творите, друзья!