Найти тему
Роман Апрелев

“Годзилла”, получивший “Оскар” за визуальные эффекты

Кадр из фильма "Годзилла: Минус один"
Кадр из фильма "Годзилла: Минус один"

“Твоя война наконец закончилась?” - такими важнейшими сегодня словами завершается фильм “Годзилла: Минус один”. Любой образованный человек, конечно, слышал об этом японском монстре. Но видели киноленты о нем далеко не все. Есть повод приобщиться, потому что историю, как это принято в коммерческом кинематографе, перезапустили, то есть вернулись к истокам.

Кадр из фильма "Годзилла: Минус один"
Кадр из фильма "Годзилла: Минус один"

Я в детстве видел относительно старые картины 1970-х годов (так-то об этом персонаже снимают начиная с 50-х). Но знакомство с предыдущими фильмами, коих более 30 накопилось, совершенно не обязательно. Боевик “Годзилла: Минус один” самодостаточен. И заслуженно отмечен “Оскаром” за визуальные эффекты. Хотя картина является новой, всего-то прошлого года, это не самое свежее сказание о Годзилле. Американцы уже в этом году успели столкнуть японского ящера с Кинг-Конгом. Но давайте все-таки говорить о мировом кино, а не только о голливудском. Поэтому обсуждаем японский оригинал.

Кадр из фильма "Годзилла: Минус один"
Кадр из фильма "Годзилла: Минус один"

Хорошее приключенческое кино с предсказуемыми сюжетными ходами, но рассказанными внятно, с нормальной психологической мотивировкой поступков, со здоровым пафосом. Здоровым - это обращенным к гуманизму. Время действия - вторая половина 1940-х. Япония еще живет поражением во Второй мировой войне. Трусливый летчик-камикадзе Сикисима не выполнил приказ, прилетел на базу и даже умудрился посадить самолет (для одноразовых полетов самоубийц не предусматривались шасси), в котором якобы обнаружил неполадки. Механики не нашли ни единого изъяна и поняли, что Сикисима трус, выбравший жизнь, а не почетную и бессмысленную гибель, когда исход войны уже ясен, а руководство страны готово к капитуляции и уж точно не собирается накладывать на себя руки.

Кадр из фильма "Годзилла: Минус один"
Кадр из фильма "Годзилла: Минус один"

Персонажи произносят реплики, которые не встретишь в помпезном американском блокбастере (но зато услышишь на каждой второй русской интеллигентской кухне): что в стране человеческая жизнь никогда не ценилась и что власти всегда искажают информацию. Да, на какую-то державу, имеющую выход к Японскому морю, это очень напоминает.

Кадр из фильма "Годзилла: Минус один"
Кадр из фильма "Годзилла: Минус один"

Тем не менее, простые люди сами вызываются на бой с чудовищем Годзиллой. Они сознательно идут на смертельный риск. Но это лучше, чем на однозначный убой, на который их посылал император. Разница огромная. И даже план уничтожения монстра выглядит вполне научно обоснованным. Голливудские сценаристы сейчас поморщились, конечно. Так, ученый предлагает создать вокруг водоплавающего ящера фреоновые пузырьки. Тогда чудище пойдет ко дну, а на глубине его раздавит давление. План Б предусматривал резкое поднятие Годзиллы, чтобы добить его компрессионным ударом.

Продолжение у этой истории, конечно, будет. Ведь Годзилла не только рушит города, но и собирает кассу.