Вот опять всплывает тема о балансе комфорта и безопасности в контексте цифровизации гражданского оборота. На этот раз речь пойдёт не о нотариате и переводе каких-то новых нотариальных услуг в формат онлайн. Поговорим, про хорошо известный, всеми любимый и действительно очень функциональный сервис Госуслуги.
Тут нотариус мой с коллегой обсуждал новую волну мошеннических звонков гражданам. Звонят аферисты под разными предлогами, например, от имени компании сотовой связи, мол, истекает договор оказания услуг и нужно его продлить, иначе номер будет заблокирован. Для продления договора достаточно получить СМС с кодом и сообщить его оператору. Тут бы, конечно, гражданину сразу задуматься: ведь договоры на предоставление услуг сотовой связи, как правило, бессрочные, о каком тогда продлении вещает субъект на том конце провода? Только кто ж эти договоры читает? Ну да ладно...
И, действительно, СМС приходит. Шесть простых цифр, которые по странному стечению обстоятельств являются паролем для входа в личный кабинет на Госуслугах. Ведь у большинства граждан логин – номер телефона, а он понятное дело мошенникам уже известен, раз на этот номер звонят. Значит, дело за малым: получить пароль. Зачем вообще мошенникам доступ к личному кабинету. Ну, во-первых, просто кража личных данных, для дальнейшей реализации мошеннических схем. Во-вторых, с помощью данных, хранящихся в личном кабинете, можно получить кредит или оформить микрозаймы. Понятное дело, не сам портал Госуслуг его выдаёт, но финансовая организация требует подтверждения личности. В особенности это актуально при оформлении кредита онлайн. А все данные как раз в личном кабинете и паспорт и СНИЛС, может даже информация о месте работы и месячном заработке.
Некоторое мошенники действуют еще изощреннее. Например, пытаются оформить налоговый вычет, с переводом средств на указанными ими номер счёта. Ну и в конце концов, объектом мошеннических действий может стать не сам гражданин со взломанным аккаунтом, а его близкие. Имея весь набор личных данных, мошенник притворяется тем человек, в чей аккаунт проник, пишет родственникам «отчаянные» сообщения, о том, что попал в беду и срочно-срочно просит перевести ему денег.
Наконец, персональные данные – сами по себе товар. Их могут просто продать другим недобросовестным гражданам.
Госуслуги – очень удобный сервис. Однако за доступом к нему нужно внимательно следить. Это примерно как личный автомобиль. На нём очень удобно добираться от дома до работы и обратно, ездить в отпуск и всякое такое. И вы ведь не бросаете его во дворе с открытой дверью, чтобы любой смог воспользоваться при желании? Так и личный кабинет на Госуслугах или любом другом сервисе.
Словом, мой совет кошачий: слать к чертям собачьим всех этих «операторов связи», «младших сотрудников банков» и даже «оперуполномоченных». Если вы действительно понадобитесь последним, вас вызовут повесткой. Ну или же дадут возможность перезвонить на реальный номер, реального РОВД.