Я начну с того, что отвечу на поставленный в заголовке вопрос коротким «нет».
А затем ещё и отвечу более развёрнуто: я считаю, что советская история не построена на вымыслах и выдумках.
Это чтобы избавиться от глупых комментариев людей, которые их пишут, прочитав не более двух первых предложений. Ещё остаются во множестве уж совсем глупые люди, которые пишут комментарии после прочтения заголовка, но с ними бороться бесполезно.
Поскольку же среди моих читателей людей думающих гораздо больше, то давайте поговорим о нюансах.
Толчком для написания статьи этой тоже были читатели, точнее их споры. Спор был о том, как воевали в первый день войны — 22 июня 1941 года, пограничники на заставах, оказавшихся на пути наступления немецких войск. Одни вполне здраво рассуждали, что пограничная застава — часть слишком слабая для общевойскового боя, обученная совсем иным навыкам, а потому немцы просто уничтожали заставу, в случае её обороны, огнём тяжёлого вооружения, в первую очередь миномётов.
Вторые же опирались на сцены советского кинематографа, где пехота Вермахта почему-то толпой идёт в полный рост на окопавшихся пограничников, которые её расстреливают в упор, поражая немцев во множестве.
В частности, один из спорщиков привёл в пример, как несколько пограничников у какой-то деревни продолжительное время вели оборону, не давая немцам пройти по дороге. Немцы понесли огромные потери, наши пограничники тоже погибли, но что-то немцам сорвали. В доказательство тому на месте боя стоит памятник.
На данный пример сразу последовала вполне ожидаемая реакция, с вопросами, что и откуда известно про тот бой. И очень быстро выяснилось, что ничего кроме рассказов местных жителей о том, что они слышали стрельбу где-то у дороги, в сухом остатке нет. Собственно, подобных историй находится множество, я о таких писал не раз.
Обычно они основаны на слухах о каком-то бое, который происходил в реальности, но детали никому не известны, в документах подтверждений нет, и те подробности, которые рассказывают просто вымысел.
Один из таких ярких примеров — подвиг Николая Сиротинина, история которая явно основана на каких-то реальных событиях, когда немцы отдавали почести смелости советского солдата. Однако все рассказываемые истории содержат много противоречий и не основаны на конкретных фактах. Собственно, даже не установлено, о каком человеке идёт речь. Я ниже дам ссылку на статью для тех, кто не знает о чём речь.
Словом, если мы возьмём советские книги о войне, любого жанра, то мы увидим огромное число подобных историй. Пока немцы наступали, в газетах, листовках и прочих агитматериалах писали о том, как наши бойцы с гранатами бросались под танки. А когда началось наступление, то в каждой операции, на каждом фронте обязательно кто-то закрывал собой амбразуру ДОТа или ДЗОТа. Что интересно, оба действия в боевой обстановке маловыполнимы, тем более массово, и существуют другие способы решения тех же задач. Судя по отзывам фронтовиков, до нас дошедших, на фронте в такое мало верили.
Но, давайте ближе к теме статьи. Заметьте, что в большинстве своём все эти истории, особенно когда речь шла об обороне, как бы вырываются из действительности и практически всегда по ним нет даже намёка на то, что было потом.
На вот остановили 28 панфиловцев танки у Дубосекова, а что дальше?
Подбил танкист Колобанов 22 немецких танка у деревни Войсковицы и вроде как немцы дальше не прошли.
Подбил танкист Шолохов аж 25 немецких танков и село Нестерное немцы не взяли.
Или вот из наступления — ворвались сапёры капитана Соломахина в немецкие траншеи на Чёртовой высоте и вот…
А на самом деле?
Прошли немецкие танки через Дубосеково и дальше наступали.
И у деревни Войсковицы немцы не задерживались, а пройдя несколько десятков километров перерезали железную дорог на Лугу, окружив наши войска.
И село Нестерное немцы взяли.
А с Чёртовой высоты сапёров Соломахина почти сразу выбили немцы.
И на самом деле, если просто не обращать внимания на все эти истории, про панфиловцев и широнинцев, танкистов Колобанова, Шолохова, Гудзя, Кобзаря, Чёртову высоту у Синявино и Артиллерийский курган у Ростова, то история войны в целом остаётся без особых изменений. Немцы продолжали наступать на Москву, Ленинград и Сталинград, наши войска отступали и несли потери.
Как уже когда-то писал, все эти многочисленные истории о героических, обычно просто невероятных подвигах, служили для советских историков механизмом для создания определённого впечатления у читателя. В них как-то размывалось то, что Красная Армия терпела поражения, отступала, весь негатив уходил на второй план. Человеку ближе именно картинка. И политрук Клочков или танкист Колобанов — это именно яркая картинка, героический бой, где герои, даже если погибают, всё равно побеждают. А то, что наши войска при этом отступают (хорошо ещё, если не бегут), то на фоне подвигов не воспринималось всерьёз. Мы ведь знали, что наши всё равно победят, что немцы до Москвы не дойдут. Так что рассказ про панфиловцев получался важнее и интереснее.
А вот если всех панфиловцев и повторивших подвиг Матросова убрать, просто написать книгу по истории, где их всего лишь не будут упоминать совсем, а останется всё остальное — то есть все те факты, которые советским историкам было разрешено упоминать, то даже в сильно куцем виде, история войны будет выглядеть совсем иначе. Основные факты поневоле заставят задуматься и начать искать недостающее, то что историки «забыли» упомянуть.
Вот именно это я имел в виду в самом начале статьи.
Ну и ссылка на статью обещанная про загадочного Николая Сиротинина: