Вина как переживание онтогенетически возникает чуть позже стыда, когда у ребёнка уже есть более-менее понятное Я и поведение этого Я, которое может быть как минимум плохим или хорошим. Обычно это период 3-6 лет. Малыш знает, что он есть, что он достаточно хорош, но и что не всё, что он делает, оказывается приемлемым. Родители справедливо обозначают вину ребёнка в том или ином поступке, наказывают, ругают или негативно оценивают.
Вина отличается от стыда тем, что при ней не страдает Самость, её защищает Я. Это только Я делает неправильные вещи, а не вся Самость плоха.
Механизм простой: Я получает временное отвержение и вместе с ним шанс на исправление, и Я стремится изменить своё поведение, чтобы больше не страдать из-за отвержения. Так через обычное порицание ребёнок продолжает знакомиться с границами социума и собственными ограничениями в нём, а также получает чувство контроля над своей жизнью. Если я что-то делаю плохо/неправильно/неэффективно, я могу сделать иначе, чтобы это было хорошо/правильно/работало! Прекрасно же?!
Если вина проживается нормативно, то на выходе мы видим инициативного взрослого, который идёт и делает, а если не получается, идёт и делает снова (погрустив маленько, конечно, и сделав выводы).
Вина считается первым невротическим (речь о невротическом уровне организации личности) чувством человека. Если человек способен чувствовать вину и что-то предпринимать, чтобы больше не чувствовать её, то есть исправлять своё поведение, с ним можно строить достаточно надёжные отношения.
❗️Внимание! По тому, как человек обходится со своим чувством вины, можно делать прогнозы о возможности гармоничных отношений. Если человек не способен признавать свою вину - никогда не извиняется или виноватит кого угодно, только не себя - дела плохи. То есть извиняться всё-таки важно.
Однако, если человек извиняется, это ещё ничего не значит, и опытные люди знают почему. Некоторые люди обожают извиняться, а потом делать точно так же!
Не признание вины делает тебя относительно надёжным человеком, а способность контролировать свои деструктивные импульсы в отношениях. Извинение в норме сопровождается раскаянием и изменением своего поведения. В противном случае здравствуйте, “сложные” отношения!
Нормальная вина предполагает знакомство с обязательствами, а вместе с нормальным стыдом и его самостоятельностью приводит к формированию структуры личности, которая называется Супер-Эго (или Сверх-Я). Это некий внутренний надсмотрщик за Эго (Я), который самостоятельно и тщательно следит за тем, как бы хорошо себя вести, чтобы минимизировать переживания вины и стыда, а следовательно правильно жить.
Если на слове “правильно” вы содрогнулись или поймали себя на протесте, то скорее всего отношения с виной у вас тяжёлые. Правильно - это всё-таки хорошо, слаженно, гармонично, чтобы всего хватало, чтобы всё было в единстве, в целостности.
В норме Супер-Эго не мешает Самости, а скорее помогает ей воплощаться, оно отвечает за границы, порядок, честь и совесть внутри личности. Именно эта структура гармонизирует личность, находя баланс между Самостным и социальным.
У любого здорового невротика достаточно жёсткое Супер-Эго, это оно обычно не даёт ему расслабиться там, где следовало бы. А то наутро вспоминать стыдно и вина не отпускает…
Но именно людям с жёстким Супер-Эго не надо по сто раз объяснять, почему нужно хорошо учиться, нельзя брать чужое, если плохо лежит, или предавать близких. Было бы неплохо, если бы каждый сам мог контролировать себя, правда?
В следующий раз напишу не про жёсткое, а про жестокое Супер-Эго и первичную вину, которая звучит вечным “это всё из-за меня!”
Автор: Денисова Анна
Психолог, Супервизор, Психоаналитик Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru