Здесь нет сигнализации и толстых стёкол, а картины можно рассмотреть на расстоянии буквально нескольких сантиметров.
Экскурсия в фонд русской живописи Музея истории религии начинается на третьем этаже, за закрытыми дверями с табличками «Посторонним вход запрещен». Все экскурсанты предъявляют паспорта и расписываются в специальном журнале. После чего экскурсовод, а точнее хранитель фонда, начинает выдвигать металлические стеллажи, на которых закреплены картины.
Как и положено в музеях и фондах, здесь строго соблюдают режим температуры и влажности. Но в отличие от экспозиции или выставки здесь нет подписей под картинами.
Полотна, которые не помещаются в высоту, закреплены боком.
У некоторых картин виден задник. Так, например, выглядят стяжки на деревянных иконах, их подкручивают, чтобы не было трещин.
Интересно, что и свет здесь выставлен по-другому, чтобы хранители и реставраторы могли видеть малейшие отслоения и трещинки на холсте, поэтому полотна здесь чаще бликуют и нужно выбирать точку, с которой шероховатостей будет видно меньше.
В коллекции фонда больше 250 картин авторов XVIII - начала XXI века. Есть работы: Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Леонида Соломаткина, Константина Маковского, Александра Дейнеки...
Одно из самых ранних произведений, хранящихся в фонде - «Кийский крест», датирован 1787 г.
Икона «Премудрость созда себе храм», - вторая половина XVIII века. Автор, крепостной художник Григорий Озеров, изобразил Богоматерь в окружении пророков с праотцов, на семи ступенях с надписями: Вера, Надежда, Любовь, Чистота, Смирение, Благодать, Слава.
«Хождение по водам» Ивана Айвазовского - одна из немногих картин автора на религиозную тему. Здесь, как и на других полотнах автора, не обошлось без водной стихии, в данном случае Галилейского моря.
Еще одна картина на религиозную тему «Иуда Искариот, бросающий серебреник», Платона Васильева.
«Апокалиптические всадники» Виктора Васнецова - Чума (Раздор), Война, Голод и Смерть. Это незаконченный эскиз для Владимирского собора в Киеве. Считается, что автор не завершил работу, так как всадники получились слишком эмоциональными и в росписи собора решили использовать другие эскизы.
«Никитка-первый русский Летун» Александра Дейнеки - картина о русском Икаре, одно из немногих полотен художника на историческую тему. В музее истории религии можно увидеть авторское повторение ранее написанной картины.
Я рассказала, конечно, не обо всех экспонатах, есть ещё немало уникальных полотен, и побывать в самом фонде тоже интересно. Попасть можно только с экскурсией, их ведёт хранитель фонда, записываться надо заранее. Проводят довольно редко, группы небольшие по 5-7 человек.
В этом же музее есть ещё экскурсии в фонды западно-европейской живописи и религии Японии. А ниже ссылки ещё на парочку интересных музеев👇