Здравствуйте, уважаемые подписчики! В этой публикации я продолжу тему работы с детской тревогой в методе КПТ. Начало повествования здесь...
1. Упражнение КПТ по работе с детской тревогой. Монстрик моей тревоги. Дрессируем и управляем.
2. Упражнение КПТ по работе с детской тревогой. Игра в детектива.
Сегодня я предоставлю вашему вниманию новые упражнения... Начну с первого...
"Стоп, перемотка!"
Сначала покажу вам алгоритм работы в таблице...
А теперь к выполнению! Упражнение проводится в три этапа.
Этап I. "Стоп!"
- Перво-наперво нужно выявить тревожную мысль, запускающую тревогу.
Допустим она такая: "Я не решаюсь заговаривать с новой ученицей нашего класса (хотя мне очень хочется с ней дружить), так как она может меня отвергнуть".
- После того, как мысль выявлена скажи этой мысли: "Стоп!"
- А теперь предложи себе (с позиции любимого героя кино) новое утверждение, которое ощутимо бы тебя поддержало, и запиши его в первое окно справа. Это утверждение, к примеру, могло бы звучать вот так...
"Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть!"
Новое убеждение рождает новый настрой!
Этап II. "Перемотка".
- Допустим, завтра ты отправишься в школу, увидишь новую девочку, но по привычке, как и раньше, сробеешь.
- Запиши во втором окне, как ты успокоишь себя в этот конкретный раз при наличие новой формулы, новой установки, нового настроения? В этом случае (в тот самый трудный момент) тебе придётся, как бы "перемотать" своё представление немного в прошлое (в сегодняшний день) и настроить себя заново (с учётом нового убеждения).
- Это может выглядеть так...
"Я давно мечтал подружиться с Алиной; и я решил, что попробую это сделать. В лучшем случае Алина выразит интерес и мы начнём общаться, подружимся. В худшем - проявит нежелание и я не буду попусту мечтать. Любая определённость лучше пустой мечты!"
Этап III. "Переосмысление".
Вспомни факты, опровергающие тревожную мысль и запиши их в третьем окне. Это может выглядеть так...
"Я много раз за свою историю инициировал дружбу и почти во всех случаях люди отвечали взаимностью".
В поддержку результатов первого упражнения можно выполнить ещё одно, следующее задание...
"Взвесь своё беспокойство!"
Взвесим "+" и "-" беспокойства приведённого выше.
Плюсы состоят в том, что я, наконец, 1. проверю свою тревогу; 2. проявлю свои истинные желания; 3. уточню ситуацию; 4. получу определённость; и 5. может быть, подружусь.
Минусы - в том, что 1. возможно, буду отвергнут; 2. и временно огорчусь.
Плюсов в пользу лучшего результата гораздо больше. Соответственно, моя тревога сильно преувеличена и уверенность в лучшем крепнет!
Сделаем конечные выводы...
Посредством изложенных упражнений мы научим тревожного ребёнка справляться с волнением и тревогой, сформируем в нём конструктивный навык поведения в затруднительных ситуации, укрепим его самооценку и уверенность в своих силах.
Упражнения вполне подходят и взрослым. То есть полезны всем!
P.S. Подписывайтесь на автора. Буду продолжать тему!
Уважаемые друзья, приглашаю вас, в качестве клинического психолога, гештальт-терапевта, а в скором будущем и системного семейного терапевта на свои консультации. Тел: 8(985)665-82-54. Пишите на WhatsApp, на прямые звонки обычно не отвечаю.