Найти тему

Упражнения КПТ по работе с детской тревогой. "Стоп, перемотка!" И "Взвесь своё беспокойство!"

Здравствуйте, уважаемые подписчики! В этой публикации я продолжу тему работы с детской тревогой в методе КПТ. Начало повествования здесь...

1.  Упражнение КПТ по работе с детской тревогой. Монстрик моей тревоги. Дрессируем и управляем.

2. Упражнение КПТ по работе с детской тревогой. Игра в детектива.

Сегодня я предоставлю вашему вниманию новые упражнения... Начну с первого...

"Стоп, перемотка!"

Сначала покажу вам алгоритм работы в таблице...

-2

А теперь к выполнению! Упражнение проводится в три этапа.

Этап I. "Стоп!"

- Перво-наперво нужно выявить тревожную мысль, запускающую тревогу.

Допустим она такая: "Я не решаюсь заговаривать с новой ученицей нашего класса (хотя мне очень хочется с ней дружить), так как она может меня отвергнуть".

- После того, как мысль выявлена скажи этой мысли: "Стоп!"

- А теперь предложи себе (с позиции любимого героя кино) новое утверждение, которое ощутимо бы тебя поддержало, и запиши его в первое окно справа. Это утверждение, к примеру, могло бы звучать вот так...

"Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть!"

Новое убеждение рождает новый настрой!

Этап  II. "Перемотка".

- Допустим, завтра ты отправишься в школу, увидишь новую девочку, но по привычке, как и раньше, сробеешь.

- Запиши во втором окне, как ты успокоишь себя в этот конкретный раз при наличие новой формулы, новой установки, нового настроения? В этом случае (в тот самый трудный момент) тебе придётся, как бы "перемотать" своё представление немного в прошлое (в сегодняшний день) и настроить себя заново (с учётом нового убеждения).

- Это может выглядеть так...

"Я давно мечтал подружиться с Алиной; и я решил, что попробую это сделать. В лучшем случае Алина выразит интерес и мы начнём общаться, подружимся. В худшем - проявит нежелание и я не буду попусту мечтать. Любая определённость лучше пустой мечты!"

Этап III. "Переосмысление".

Вспомни факты, опровергающие тревожную мысль и запиши их в третьем окне. Это может выглядеть так...

"Я много раз за свою историю инициировал дружбу и почти во всех случаях люди отвечали взаимностью".

В поддержку результатов первого упражнения можно выполнить ещё одно, следующее задание...

"Взвесь своё беспокойство!"

-3

Взвесим "+" и "-" беспокойства приведённого выше.

Плюсы состоят в том, что я, наконец, 1. проверю свою тревогу; 2. проявлю свои истинные желания; 3. уточню ситуацию; 4. получу определённость; и 5. может быть, подружусь.

Минусы - в том, что 1. возможно, буду отвергнут; 2. и временно огорчусь.  

Плюсов в пользу лучшего результата гораздо больше. Соответственно, моя тревога сильно преувеличена и уверенность в лучшем крепнет!

Сделаем конечные выводы...

Посредством изложенных упражнений мы научим тревожного ребёнка справляться с волнением и тревогой, сформируем в нём конструктивный навык поведения в затруднительных ситуации, укрепим его самооценку и уверенность в своих силах.

Упражнения вполне подходят и взрослым. То есть полезны всем!

P.S. Подписывайтесь на автора. Буду продолжать тему!

Уважаемые друзья, приглашаю вас, в качестве клинического психолога, гештальт-терапевта, а в скором будущем и системного семейного терапевта на свои консультации. Тел: 8(985)665-82-54. Пишите на WhatsApp, на прямые звонки обычно не отвечаю.