Имя Николая Александровича Второва куда менее известно, чем имена других видных предпринимателей и меценатов царской России - таких, как, например, Саввы Морозова или Павла Третьякова. А между тем именно Второв был самым состоятельным человеком в России начала XX века, ну, разве что после императора Николая II.
Состояние Николая Второва составляло ни много, ни мало, а целых 60 миллионов золотых рублей. Сумма, что и говорить, немалая даже по современным меркам, а в 1900-1910-х годах и вовсе баснословная.
Правда, стоит признать, что Николай Александрович Второв начинал свой «бизнес» далеко не с нуля. Основой его благосостояния и стартовым капиталом послужили деньги, оставленные его отцом - купцом и промышленником из Иркутска А. Ф. Второва. Ну, а тот, по слухам, заработал их, пустив в оборот приданное своей второй супруги - дочери купца второй гильдии.
Торговал Второв-старший мануфактурой и был крупнейшим торговцем текстильными товарами в Сибири. Когда же Александр Фёдорович в 1897 году перебрался в Москву и перенёс туда свою главную контору, он оставил в Иркутске и Томске филиалы, во главе которых встали его сыновья - Александр и Николай.
В 1900 году был утверждён устав «Товарищества А. Ф. Второва с сыновьями», капитал которого составлял около 3 млн. рублей, а все паи принадлежали семейству основателя.
Поначалу товарищество занималось продажей мануфактуры и готовой одежды. Но со временем сфера его деятельности расширилась: добавились торговля чаем и промышленная поставка отходов прядения и ткачества, необходимых для изготовления бездымного пороха.
В 1911 году, когда Второв-старший покинул этот мир, его наследство составляло 13,6 млн. рублей. Тоже достаточно внушительная сумма, особенно, для начала XX века. 8 из этих миллионов отошли Николаю и тот не замедлил с толком пустить их в дело.
К 1914 году он уже владел недвижимостью в 11 городах Сибири. К слову, в отличие от отца, до конца своей жизни торговавшего, в основном, текстильной продукцией, Николай Второв не боялся вкладывать деньги в совершенно новые для него отрасли. Например, в золотопромышленность, которой он занимался ещё с 1900-х годов. Или в покупку и строительство металлургических предприятий. К слову, это именно Николай Второв был «отцом-основателем» завода «Электросталь», вокруг которого в Подмосковье начал строиться и развиваться город с одноимённым названием.
С началом Первой мировой войны для Второва наступил «звёздный час». Он скупал контрольные пакеты акций банков и предприятий, которым грозило разорение.
За свою деловую хватку и умение успешно вести бизнес даже в кризисных условиях Николай Второв и получил от конкурентов прозвище «Русский Морган».
Правда, следует признать, что временами его политика была несколько более агрессивной, чем это считалось приемлемым в России начала XX века.
Сосредоточив в своих руках множество металлургических, химических и строительных предприятий, Второв очень быстро превратился в одного из главных военных подрядчиков царского правительства. Накопив ещё больше денег за счёт государственных субсидий, он, фактически, стал главой всей оборонной промышленности.
Вместо заключения
Революцию Николай Александрович Второв, может быть, встретил и без особой радости, однако принял её. Россию, подобно другим промышленникам царского времени, он явно покидать не собирался. Должно быть, надеялся, что такие люди, как он, будут полезны стране при любом режиме.
Скорее всего, рассуждая настолько наивно, Второв сильно ошибался. И если бы его Судьба сложилась по-другому то он, возможно, уже вскоре пожалел об этом своём решении.
Но получилось так, что 20 мая 1918 года в его рабочий кабинет ворвался неизвестный и застрелил Николая Александровича из пистолета.
Убийство самого богатого промышленника царской России осталось нераскрытым и по сей день. По одной из версий, это сделал кто-то из большевиков, решивших избавиться от него.
По другой же гипотезе убийство было делом рук побочного сына Второва. Якобы, Николай Александрович в погоне за прибылью, даже не позаботился о том, чтобы дать своему внебрачному отпрыску возможность учиться и обеспечить его матушку достойным содержанием.
Только вот о том, была ли у Второва семья на стороне, почему-то неизвестно до сих пор. А потому эта версия, скорее всего, относится к разряду легенд и ничем не подтверждённых слухов.