За свою жизнь мне множество раз приходилось самой проходить онбординг, а также пару раз онбордить своих сотрудников. Самое главное – новичка нужно сопровождать и быть в него вовлеченным.
Расскажу несколько шагов, которые важно не забывать и не пропускать, чтобы новичок смог без стресса влиться в компанию и процессы:
1. Адаптация важна всем. На какую бы должность не пришел сотрудник и кем бы он раньше не работал, новое место работы – это 100% стресс, с которым ему придется жить как минимум месяца 3 (до конца испытательного срока), а как максимум – 1 год. Поэтому на протяжении всего периода адаптации так и важны искренняя поддержка и сопровождение со стороны руководителя/наставника.
2. Перед приходом нового сотрудника определите его задачи и критерии оценки его работы. Поскольку сотрудник проходит испытательный срок, постольку ему критически важно понимать, что он будет делать, и видеть критерии оценки его работы. Это снижает уровень стресса и возвращает человеку контроль над его жизнью. Он понимает, что в его силах выполнить поставленные задачи в установленный срок.
3. Определите новичку основные правила поведения в рамках рабочего время. Важно обозначить сразу, когда и в какие дни он должен ходить в офис/быть на связи онлайн, как в компании общаются по рабочим задачам, кто будет наставником, руководителем и коллегами новичка, где и как проходят встречи, когда можно уйти на обед, насколько можно опоздать и т.д. На первых порах очень удобно ориентироваться на такие критерии.
4. Помогите новичку с получением техники и установкой программ 💻. На самом деле по своему опыту могу сказать, что первое, о чем судит человек о работодателе – это то, как налажены процессы в части «технического онбординга». Если ничего не работает, постоянно все вылетает и тебе непонятно, к кому идти, то это создает неприятный образ работодателя. Если вы знаете такую слабость компании, то лучше сядьте вместе с новичком и все сделайте, либо сходите разобраться в техническую поддержку.
5. Помогите новичку с бытовыми вопросами. Нужно рассказать, где кухня, туалет, куда можно сходить пообедать рядом с офисом, можно ли есть на рабочем месте (это не всегда запрещено), как работает ДМС и прочие бонусы, которые положены сотруднику, на каком транспорте лучше добираться (если, например, офис далеко от метро) и т.д. Тут может быть все, что угодно. Обозначьте сотруднику, что он может прийти с любым вопросом, начиная от туалетной бумаги и заканчивая парковкой, а дальше уже ваша задача смаршрутизировать его.
6. Представьте коллегам и руководителям нового человека. Важной частью онбординга является представление нового сотрудника его коллегам. Если компания небольшая, то можно поставить небольшие встречи-знакомства и вместе на ней обсудить, кто и что делает. Если компания большая, то нужно хотя бы примерно описать, кто и с кем работает, вместе с новичком разобрать организационную структуру и представить ключевым сотрудникам новичка. Представление из серии – ребята, это Коля, Коля, это ребята – это не ок. Важно описать функционал. Можно добавлять юмор в представление коллег друг другу, главное, чтобы это было корректно и никого не обижало.
7. Выдайте наставника и/или бадди новичку. Если вы не сами будете сопровождать, новичка, то его можно передать наставнику и/или бадди. Эти роли могут отличаться. Наставник – это опытный коллега, который помогает в профессиональных вопросах. Бадди – это больше человек, который погружает в культуру и помогает в различных бытовых вопросах.
8. При погружении в профессиональные вопросы ориентируйтесь на сотрудника. Здесь все зависит от конкретного человека и профессии. С кем-то погружение проходит долго и медленно, потому что человеку важно плавно вникать в новые процессы и укладывать их по полочкам. Кто-то может хотеть наоборот быстро и разнообразно погружаться в разные процессы (иначе просто заскучает), а дальше уже он переработает всю информацию и уложит у себя ее в голове. Если деятельного человека начать медленно погружать в процессы, он начинает чувствовать неудовлетворенность, скуку и раздражение, вероятность того, что он уйдет, увеличивается. И, соответственно, наоборот.
9. Проводите встречи тет-а-тет еженедельно и давайте обратную связь. Поверьте мне, это критически важно для стабилизации состоянии новичка, чтобы с ним разговаривали и говорили, что нравится, а что нет. Опять-таки человеку возвращается чувство контроля своей жизни, и он чувствует себя более комфортно. Не задерживайтесь с обратной связью, не давайте задания, которые не важны и поэтому не предполагают обратной связи. Обратная связь важна! ☝
10. Спрашивайте, как состояние у человека. Для кого-то это может быть странным, но важно давать пространство человеку для того, чтобы он не просто сказал свои мысли о работе, но чтобы он мог высказаться о своем состоянии и чувствах, о коммуникациях на работе, о вас как о руководители и т.д. Такое пространство для общения снимает внутреннее напряжение у человека и показывает, что его слышат и принимают.
11. Вовлекайте человека в мероприятия и коллективы. Хотя бы на первых порах не бросайте человека одного, представьте, он ведь никого и ничего не знает. И если предполагается какое-то мероприятие, то хотя бы в начале постойте рядом, обсудите с ним какие-то вопросы, вовлеките его в общение с другими людьми. Если новичок легко общается, то его можно оставить. Если нет, то постарайтесь сопроводить и поддержать его. Конечно же, носиться не нужно с человеком, но быть рядом важно! ❤
P.S. У меня также есть канал о путешествиях по России с советами и вдохновляющими идеями) Если интересно, присоединяйся: https://t.me/Workaholic_Reisen