🤔 Правда ли, что у людей с именем Юрий больше шансов стать юристами?
Исходя из сочетания букв в имени, вы предпочитаете первую букву своего имени. Если меня зовут Денис Федоров, то, по этой логике, я предпочитаю буквы "Д" и "Ф".
Существует такое весьма противоречивое объяснение — номинативный детерминизм, который утверждает, что вы принимаете важные жизненные решения, основываясь на этом предпочтении. Классический пример: люди с именем Дэннис с большей вероятностью станут дантистами (по-английски созвучны Dennis и Dentist) (Пелхэм, Майренберг и Джонс, 2002 (https://psycnet.apa.org/record/2002-12744-001)). По-русски данная логика склоняет Юрия стать Юристом (Юрии тут есть? как у вас с законом?).
Исследователи критиковали эту работу за методологические недостатки, но ведущий журнал по психологии только что опубликовал новое исследование, в котором эти проблемы были устранены с помощью машинного обучения. И оно успешно повторило эффект (Чаттерджи, Мишра и Мишра, 2023 (https://psycnet.apa.org/record/2023-75670-001)).
Что это значит?
В исследовании делают весьма спорный вывод. Например, парень с именем Лиам, скорее всего:
- Станет лингвистом.
- Будет проживать в Лондоне.
- Будет заниматься вещами, начинающимися на букву "Л".
Не менее интересный вывод из того же исследования: в 20 веке женщины стали чаще выбирать профессию, имя которой начинается на первую букву их имени 🤯 (см графику к посту):
"...разница между полами со временем уменьшилась... что касается женщин, то возрастающий эффект номинативного детерминизма указывает на их улучшенную способность выбирать профессию, соответствующую их имени (и, следовательно, их самоидентификации)" (Чаттерджи, Мишра и Мишра, 2023, стр. 10 (https://psycnet.apa.org/record/2023-75670-001)).
Стоит ли доверять исследованию?
Многие исследователи относились (и, возможно, до сих пор относятся) скептически к этой идее.
Но на самом деле Юрий никогда не просыпался и не кричал: "Я собираюсь стать юристом".
Точно так же, как Федоров Денис не собирается внезапно переезжать во Фрязино в ЖК "Долгострой".
Но исследование ставит перед нами нешуточный вопрос. Выбираем ли мы профессию исходя из рациональности? И не выбираем ли место жительства из-за глупых факторов, таких как название?
В одной рекламе говорится:
"Половина моих расходов на рекламу потрачена впустую; проблема в том, что я не знаю, какая половина".
То же самое и в процессе принятия решений: половина наших решений объяснены ошибочно. Проблема в том, что мы не знаем, какая половина.,
Используйте это знание при выборе имени компании, брендинге новых продуктов, выборе сотрудников на публичные должности и т.д. Тут вспоминается старый советский мультик: "Как корабль назовешь, так он и поплывёт". Теперь это научно доказанный факт.
😋 Другие исследования
🚩1. Люди мотивированы деньгами - Исследователи проанализировали 90 000 электронных писем о приеме на работу для проведения опросов. Лучший стимул? Деньги. Это превзошло все поведенческие стратегии (например, социальное доказательство, альтруизм, эффект одаренности; Martin et al., 2022 (https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/14707853221133048)).
🚩 2. Не используйте несколько эмодзи в первом сообщении - слишком большое количество эмодзи вызывает тревогу, по крайней мере, в контексте знакомств (Stein, 2023 (https://link.springer.com/article/10.1007/s10919-023-00424-x)).
🚩 3. Изделия ручной работы кажутся хуже, когда Вы не чувствуете контроля - представьте себе мужа, которого жена затащила на фестиваль. При таком мышлении он будет испытывать отвращение к столам, где продаются изделия ручной работы, потому что они не удовлетворят его стремления к контролю и автономии. Однако этот эффект можно устранить, разрешив ему настраивать эти продукты (Song, He, & Jiang, 2023 (https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/mar.21812)).
Подписывайтесь на новый канал
Запустили канал в Телеграме RE: юзабилити, где ежедневно делимся тактиками повышения конверсии сайта. Уже опубликовали >30 полезных техник, а впереди — заготовки на >50 постов.
Для подписчиков есть возможность заказать бесплатный юзабилити-аудит в формате экспресс-анализа. Успейте заказать, предложение ограничено загрузкой специалистов.