В XIX в. большинство образованных людей ответили бы: «Конечно!» К 1880-м годам в Соединенных Штатах и Европе насчитывалось восемь миллионов приверженцев спиритизма.
К 1910 году количество спиритических групп в России превысило 3500, в каждой из которых насчитывались десятки людей. В России выходило несколько спиритуалистических журналов: «Ребус» (1881-1917), «Спиритуалист» (1905- 1912), «Смелые мысли», «Голос всеобщей любви», а также спиритуалистическая газета «Оттуда», на страницах которых разворачивались жаркие споры о соотношении понятий «спиритуализм», «христианство», «наука» и др.
Сторонниками спиритуализма были такие известные люди как Владимир Иванович Даль, граф Алексей Константинович Толстой, великий князь Константин Николаевич Романов, Александр Николаевич Аксаков и др.
Модное увлечение спиритическими сеансами как форма досуга стало настолько велико, что в 1875 году известный химик Дмитрий Менделеев предложил сформировать комиссию по изучению спиритических феноменов. Ученый считал спиритуализм суеверием, верой в силы, чье существование не установлено наукой. Однако это не ослабило популярность этого занятия.
Столоверчение рассматривалась многими обывателями как салонное развлечение, подобное игре в карты. Ажиотаж вокруг столов подогревался публикациями «Северной пчелы», которая дважды сообщала о том, что темный цвет волос участников столоверчения может влиять на успешность опытов.
Чего ждали от сеансов россияне?
У присутствующих были совершенно разные цели. Одни рассматривали столоверчение как средство для предсказания будущего, другие надеялись получить «от духов» новую информацию о присутствующих или пообщаться с умершими родственниками, третьи ждали раскрытия секретов «непокойных домов», где происходили необычные физические явления. Похоже на ожидания любителей «Битвы экстрасенсов», не правда ли?
Известен юмористический случай из истории русских спиритов, связанный с деятельностью Павла Петровича Мельникова (1804- 1880 гг.), первого министра путей сообщения, участника спиритических встреч, проводившихся под руководством А.П. Болтина.
«Духи объявили…, что под Михайловским инженерным замком находится большой клад. Они начали рыть так, что часть здания могла обрушиться». Пришлось императору Высочайшим повелением прекратить эту работу».
В конце 1890-х годов «Кружок для исследований в области психизма» организовывал различные «сеансы» и «мероприятия», на которых была представлена широкая шоу-программа, не исключавшая распития спиртных напитков и чтения скабрезных стихотворений.
На его субботах собирался для развлечения петербургский бомонд, например, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин, В.Ф. Комиссаржевская, в том числе и для того, чтобы пощекотать себе нервы спиритическими сеансами.
Использованная литература
А. Панченко. Русский спиритизм: культурная практика и литературная репрезентация