Найти тему
GALA

А разговоров-то было: Wink показал два первых эпизода сериала «Чистые»

Борющиеся за свободу куртизанки в новом проекте от Николая Хомерики.

Петербург 1903 года, тайны, пороки, эротика… Казалось бы, рецепт хита для взрослой аудитории? Но что-то пошло не так, и откровенная драма с элементами детектива «Чистые», несмотря на многообещающие синопсисы и громкие имена, заявленные в касте (Федор Бондарчук, Виктория Исакова, Никита Кологривый, Марк Эйдельштейн), оказалась на удивление импотентной. Мы посмотрели первые серии и разбираем, почему «смелый» проект со знаком 18+, имеющий статус главного фестивального призера, невозможно смотреть.

Автор фото: Кинопоиск
Автор фото: Кинопоиск

История переносит нас в дореволюционный Петербург, где за припудренным фасадом спрятана несправедливость и жестокость. В культурной столице за маской невинности скрываются 13 куртизанок из дома Матушки, у каждой из которых своя выдуманная история, придуманная для очарования мужчин, падких на привлекательную плоть. Жизнь у неблагородных девиц — сущий ад. Их окружает насилие как от жестокой сутенерши, так и в патриархальном мире, где женщинам отведена сами знаете какая роль.

Автор фото: Кинопоиск
Автор фото: Кинопоиск

Примитивный сценарий «Чистых», стоящий на фундаменте условностей, — в центре сюжета женщины, чьи моральные и физические страдания вычерчиваются красной линией — ударяет зрителя в лоб своей прямолинейностью, отвращая от минимальной попытки проникнуться героями и атмосферой. Картина зиждется на противопоставлении и попытке ужиться до тошноты мрачного инфантильного мира «неординарных» дам с миром выкрученного до вульгарности русского общества XX века, разящего клишейностью. Поначалу вроде бы создается впечатление, что все действия обоснованы, вот только есть загвоздка: балансируют они на заезженных ситуациях, отчего «Чистые» смотрится как очередной эфир телеканала «Домашний», который очень пытается отделаться от впитавшегося в подкорки запаха нафталина с помощью откровенных постельных сцен.

Этот хромой на обе ноги сценарий забивает последний гвоздь в несуразный, плохо покрашенный гробик, пытающийся выдать себя за пугающее роковым величием изделие из красного дуба. Безумная попытка смешать жанры, свалив в одну пиалу слезный детектив, эротический триллер и психологический артхаус с присущей жалкой откровенностью трещит по швам, каждую минуту оголяя гнилое нутро как всего каркаса картины, так и вызывающего жалость намерения любителя притвориться профессионалом авторского кино.

Автор фото: Кинопоиск
Автор фото: Кинопоиск

Ошеломительный успех провокационного «Рассказа служанки» с которого авторы явно брали пример при создании проекта, можно объяснить его структурной и смысловой наполненностью, выверенностью до мелочей, кропотливым подходом, чего не скажешь о «Чистых». Пусть в сериале есть действительно хорошая операторская работа и неплохие костюмы, и даже нельзя придраться к актерской игер, но на фоне отсутствия смыслов и примитивных попыток удержать внимание аудитории на выходе имеем очередную пустышку. Николай Хомерики снимает так, будто не может найти внутреннего ресурса на то, чтобы начинить свое неубедительное детище хотя бы подобием души. Режиссер, кажется, не понял, как работает драматургия.

До конца второго эпизода личность главной антагонистки картины Матушки для публики остается неизведанной: она — квинтэссенция шаблонов всех возможных сутенерш. Оскорбительно не прописанными остаются и другие действующие лица, включая увядающую Ксению в исполнении Софьи Синицыной, к слову, актрисы чрезвычайно харизматичной и притягательной. В какой-то момент количество пластиковых, якобы до чертиков важных для сюжета персонажей-манекенов (например, в лице наемника Никиты Кологривого и серого кардинала Федора Бондарчука), важность которых не умудрилась представить ни одна из минут хронометража, просто переполняет сюжет и выливается через экран. Бесцельные растянутые диалоги, вызывающие испанский стыд, начинают смешить.

Автор фото: Кинопоиск
Автор фото: Кинопоиск

Шоу о жизни несчастных куртизанок неспособно заставить ни поверить в увиденное, ни расчувствоваться, ни развлечься, ни возбудиться. Единственным достоинством отечественного эротического блокбастера (так его позиционировали маркетологи) позволительно назвать запоминающуюся музыкальную дорожку и визуальную составляющую сериала. Потенциал проекта выброшен на свалку. Такой диссонанс между продуктом на выходе и его амбициями на этапе создания сильно напоминает недавно вышедшую «Калимбу» Нурбека Эгена. Налицо тот самый случай, когда постеры оказались интереснее самого сериала, а опенинг — горячее.

Автор материала: Дарья Малиновская