297 подписчиков

Паломничество в Дивеево: раздумья и озарения

Сегодня я расскажу о небольшом паломничестве в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, который расположен в нижегородском селе Дивеево.

Хотя сейчас самый разгар лета, мне снится зима с навязчивым постоянством. Вроде бы даже есть какое-то особое толкование, когда снег и метель снятся в тёплое время года. А в архивах у меня до сих пор лежат не до конца обработанные фотографии из поездки в Нижний Новгород, которая состоялась как раз прошлой зимой. Вот, думаю, самое время начать с ними что-то делать.

Сразу после поездки в Нижний Новгород я ограничилась лишь короткой саркастической заметкой, до большего руки никак не доходили. Хотя мой канал и посвящён путешествиям, всё же он больше об эмоциях, нежели о рекомендациях и детальном описании достопримечательностей. И, пожалуй, в последнее время он немного обрёл черты эзотерически-мистического. Всё-таки, когда пишешь о «местах силы», в которые тебя тянет невидимым магнитом, сложно не добавить мистики. Другое дело, что обычно это всё-таки древние языческие городища. Энергетика, которая зиждется в них, глубокая, тягучая, иногда затёртая (что бы это всё ни значило). Даже созданные современные капища в таких местах не способствуют обновлению этой энергетики. Скорее, они добавляют в неё свою. Однако в этот раз я бы хотела поделиться вполне «современным» местом силы, в которое стекаются паломники вполне «живой» и «современной» религии. А именно – о Серафимо-Дивеевском монастыре в Нижегородской области.

Серафимо-Дивеевский монастырь, Преображенский собор (на переднем плане) и Троицкий собор (на заднем плане).
Серафимо-Дивеевский монастырь, Преображенский собор (на переднем плане) и Троицкий собор (на заднем плане).

По неведомым мне причинам в православные монастыри меня тянет всё же не так сильно, как на старинные городища. Возможно, мне хватило православных святынь в детстве, когда мы с различными школьными поездками посетили едва ли не все монастыри Золотого кольца. В те времена я очень прониклась этой религией, ходила в церковный хор, читала религиозную литературу. Меня хватило даже на то, чтобы осилить Библию. Странно, что именно на последнем мои рвения иссякли. На финальных строчках мне пришли в голову строки: «Всё обман – лишь любовь довлеет над всем». Пришли и иные мысли, которые, возможно, и раскрыли желанные скрытые смыслы, но я не готова ими делиться.

Серафимо-Дивеевский монастырь, колокольня
Серафимо-Дивеевский монастырь, колокольня

Когда я вернулась из Нижнего Новгорода, домашние спросили (вообще такие вопросы для них не свойственны): «Снизошло ли на тебя озарение в Дивеево?», а я ответила, что, наверное, да. Возможно, причиной тому было действительно что-то мистическое. А, может, сыграл роль особый настрой. Хотя сейчас я считаю себя, скорее, агностиком, а немного даже язычницей, но православное христианство на определённом этапе жизненного пути сыграло особую роль в формировании моего мировоззрения. Спустя много лет мне моя мама сказала, что очень боялась в тот момент, что я уйду в религию целиком, но что-то резкое сделать боялась, поскольку протест в подростковом возрасте проявляется по-разному: не все красят волосы в синий и прокалывают язык – у кого-то бывает кардинально противоположно. Некоторые грани христианства до сих пор раскрываются мне с неожиданных, «непопулярных» ракурсов. И это прекрасно!

Конечно, наш настрой во время дороги до села Дивеево весьма грамотно корректировался экскурсоводом. Сейчас, когда я получила диплом экскурсовода (в дополнение к моему инженерному), уже понимаю, что там был использован целый комплекс методических приёмов рассказа и показа. Оказывается, правильное ведение экскурсии – это целое искусство! Много было рассказов из жития святого Серафима Саровского, основателя и покровителя Дивеевской женской обители. Чувствовалось, что женщина, которая вела экскурсию, искренне в них верила. Я уважаю эту искренность и эту страсть, хотя, конечно, мне всё же кажется, многое в этих рассказах преувеличено (хотя ловлю себя на том, что пишу «кажется», а не «уверена»).

Накануне этой поездки я читала «Тайный канон Китая», где были описаны приёмы, с помощью которых можно заставить массы поверить в сверхъестественную силу армий и даже отдельных людей. Поэтому, думаю, даже если отбросить мистико-религиозную составляющую, при жизни Серафим Саровский однозначно был очень мудр и умён. И, говоря современным языком, думаю, он был чутким психологом. О сверхъестественном рассуждать не возьмусь, пусть каждый для себя сам решит, какая модель мира ему ближе.

Серафимо-Дивеевский монастырь, храм Рождества Богородицы и храм Рождества Христова
Серафимо-Дивеевский монастырь, храм Рождества Богородицы и храм Рождества Христова

Наша дорога лежала через город Арзамас. Название города произносилось с навязчивым постоянством в перерывах между вышеназванными рассказами, иногда приобретая комичные черты. Экскурсоводу не полагается долго молчать, поэтому она заполняла паузы словом «Арзамас», иногда произнося его по нескольку раз подряд с разными интонациями. Мы не выдержали и начали считать, сколько раз это слово ещё будет произнесено, но, когда количество перевалило за сотню, уже было лень продолжать счёт.

Арзамас, Спасо-Преображенский мужской монастырь
Арзамас, Спасо-Преображенский мужской монастырь
Арзамас, Воскресенский собор
Арзамас, Воскресенский собор

В Арзамасе, городе церквей, у нас была короткая остановка, в течение которой мы успели сделать несколько ярких фотографий. Хотя, честно говоря, было ощущение какой-то депрессивности. Возможно, всему виной были зима и холод. Даже сейчас вспоминая эти мгновения, ничего, кроме суеты, я не вижу.

Арзамас, Церковь иконы Божией Матери Живоносный Источник
Арзамас, Церковь иконы Божией Матери Живоносный Источник

В селе Дивеево тоже было много суеты, но она была какая-то другая. Наверное, дело было в пресловутом настрое. Рядом с монастырём расположился небольшой рынок, где можно было по-дешёвке купить свечи, чтобы в монастыре уже не тратить на это ни деньги, ни время.

Помню, что у монастырских ворот нам ещё что-то рассказывали. Если окунуться немного в скучные факты, можно узнать, что православный женский Серафимо-Дивеевский монастырь возник во второй половине XVIII века и почитается поместными православными церквями как четвёртый «земной Удел Пресвятой Богородицы». Начинался он с Казанской и, чуть позже, Мельничной общин. В 1842 году, через 9 лет после преставления Серафима Саровского, обе общины были объединены в Серафимо-Дивеевскую, а в 1861 году община получила статус монастыря. В 1927 года монастырь был закрыт, а его возрождение началось уже в конце восьмидесятых лет прошлого столетия. Это если совсем кратко.

Конечно, на территории самого монастыря самая большая и очевидная очередь была в Троицкий собор, в котором хранятся мощи преподобного Серафима Саровского. Однако очередь двигалась очень быстро и, что было даже в какой-то мере удивительно, не было хамства и грубости, которая, к сожалению, частенько бывает в подобных местах. На церковном подсвечнике не было места для свечей, поэтому их только зажигали и давали им лишь немного прогореть.

Серафимо-Дивеевский монастырь, Троицкий собор
Серафимо-Дивеевский монастырь, Троицкий собор

Пожалуй, описывать все объекты, которые в первую очередь посещают паломники в монастыре, не стану. На мой взгляд, это уместно при описании достопримечательностей, но никак не монастыря. Я лишь прикладываю фотографии. В храмах я не фотографирую (хотя иногда очень хочется), а саму территорию хотелось запечатлеть.

Сегодня я расскажу о небольшом паломничестве в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, который расположен в нижегородском селе Дивеево.-12

Из того, что ещё особо запомнилось, это мозаичная отделка Успенского храма, находящегося в нижнем этаже Благовещенского собора. Конечно, если бы я всё же стала фотографировать, то детальнее смогла бы описать некоторые изображение. Однако я их даже запомнить не успела – всё слилось в единое мерцающее полотно, поэтому мне запомнилось, скорее, это мерцание, а не сцены истории, сложенные в мозаику.

Хотя было ещё что-то, из запомнившегося в этом храме, помимо сплошного мерцания. Не знаю, насколько корректно будет описывать икону, но надеюсь, я не задену ничьи чувства. В отличие от многих ликов, которые кажутся отстранёнными, совершенно неземными, и оттого – холодными, лики иконы Пресвятой Богородицы «Утешение» удивительно живые и тёплые. Я замерла напротив неё, не в силах отвести взгляд: сколько в ней земной материнской теплоты – это застывшее прикосновение, эта нежность во взгляде. Меня восхитило мастерство иконописца, который сумел соединить земное и небесное. Я всего лишь наивная созерцательница, что я ещё могу сказать…

Серафимо-Дивеевский монастырь, Благовещенский собор (слева), колокольня (справа).
Серафимо-Дивеевский монастырь, Благовещенский собор (слева), колокольня (справа).

Не скажу, что мы возвращались в раздумьях. Возвращались в таком настроении, в каком всегда пребываешь в насыщенных поездках, поэтому здесь нет смысла в лишний раз заниматься мистификацией. Но всё же я неспроста в начале статьи говорила об озарении...

Ещё по дороге в Дивеево нам говорили, что на некоторых оно снисходит во время прикладывания к мощам Серафима Саровского... иногда он подходит и стоит рядом. Я человек творческий и эмоциональный, поэтому легко себя могу накрутить не только на плохое, но и на хорошее. В целом, не сказала бы, что я себя на что-то накручивала или чего-то ожидала, но, когда прикладывалась, ощутила, что меня стало сильно трясти. Это было словно спонтанный транс, а справа действительно стояла тень. Не белая, но и не чёрная. Светло-серая. До сих пор не знаю, что это могло быть. Но не было страшно или неприятно – скорее, любопытно. Похожая тень и сейчас временами находится рядом со мной, заметная, когда я медитирую или просто погружаюсь в себя. Эзотерики объясняют подобное присутствием рядом с нами невидимых помощников и проводников, а психологи и врачи объясняют игрой подсознания в трансовых состояниях. Где истина, не знаю. Наверное, как всегда, где-то посередине… Дело ведь не в тени, а мироощущении... Похоже, она была рядом всегда.

Закончить этот небольшой рассказ (наверное, совсем несвойственный моему каналу) хочу двумя цитатами из Библии:

И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём.

1-е послание Иоанна 4:16

В любви нет страха. Истинная любовь изгоняет страх. Ведь страх – это наказание в себе самом, и мучаются им те, кто не проникся до конца любовью.

1-е послание Иоанна 4:18

Ведь и правда, есть в этом нечто эзотерическое. Истина по-прежнему где-то рядом, мы ничего не потеряли...

И ещё немного про храмы и места силы

Приглашаю в мои группы в VK "Калининградские прогулки" и "Творческий поиск".

Если понравилась статья, подписывайтесь на канал и ставьте лайки.