Российские законодатели предлагают предусмотреть для велокурьеров обязательное получение водительских прав, приобретение специальной страховки и обязательный техосмотр электротранспорта, задействованного в доставке.
В Госдуму внесено сразу два законопроекта, которые, как уверены законодатели, помогут в борьбе с нарушениями ПДД велокурьерами на федеральном уровне. Во-первых, предлагается ввести ответственность для пользователей так называемых новых средств индивидуальной мобильности за нарушение Правил дорожного движения. На данный момент существует только минимальная ответственность, практически как для пешеходов.
Все дело в том, что на бумаге мощные электровелосипеды оформлены как маломощный транспорт, не требующий водительских прав. «Многие доставщики покупают более мощные велосипеды или самостоятельно модифицируют их, спиливают педали. В итоге по характеристикам это уже не электровелосипед, а мопед, и водитель должен соблюдать все требования ПДД, иметь права категории М и носить шлем», – комментирует член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Артем Шейкин.
Второй законопроект призван минимизировать последствия ДТП с участием велодоставщиков. По словам одного из инициаторов проекта, председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, депутата Госдумы от ЛДПР Ярослава Нилова, все сотрудники служб доставки, которые используют электровелосипеды, должны будут в обязательном порядке приобретать гражданскую страховку. Ранее законодатель уточнял, что речь идет о специальном страховом продукте для велокурьеров, который предстоит разработать российским страховым компаниям. По словам Нилова, неважно, работают доставщики в качестве самозанятых, ИП или на постоянной основе, они должны возмещать ущерб, который наносят третьим лицам.
В свою очередь парламентарий Артем Шейкин заявил: «Чтобы решить проблему с опасными курьерами на электровелосипедах, необходимо инициировать проверку их транспортных средств». По словам законодателя, следует обязать работодателей ввести обязательные проверки транспорта, на котором передвигаются курьеры.
«Считаю важным, чтобы компании, предоставляющие услуги курьеров, проверяли соответствие транспортных средств, на которых работают их сотрудники. Необходимо проверять транспорт курьеров по аналогии с крупными сервисами такси, когда требуется предоставить фотографии, технические характеристики перед началом поездки», – заявил член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству. Он добавил, что в случае выявления нарушений технического состояния автопарка доставщиков нужно привлекать к ответственности компании доставки.
Грядут ужесточения и в регионах. Так, парламентарии Санкт-Петербурга намерены разработать законопроект, согласно которому регионы должны получить право самостоятельно регулировать правила использования электрических велосипедов, самокатов и других средств индивидуальной мобильности. «В первую очередь мы хотим, чтобы эта новая норма распространилась на города федерального значения», – подчеркнул депутат Заксобрания Северной столицы Алексей Цивилев.
Авторы инициативы отмечают, что в последнее время службы доставки пользуются популярностью, из-за чего в 2023 году появилось большое количество курьеров. Вместе с тем растет и число жалоб на них. Так, доставщики пересекают проезжую часть на красный свет светофора, не спешиваются перед пешеходными переходами, гоняют по тротуарам, пугая пешеходов, опасно маневрируют на улицах, перекрестках и во дворах, рискуя нанести ущерб автомобилям.