Начиная с лета, 2025 год обещает быть весьма знаковым для авиационной промышленности России. Если ещё не сдвинут сроки поставок, тогда новый региональный турбовинтовой самолет ТВРС-44 под названием «Ладога», ставший ключевым проектом отечественной региональной авиации, пройдет летные испытания. В результате этого предприятиям гражданской авиации страны будет предоставлена возможность предлагать удобные и эффективные авиарейсы на короткие расстояния, что является важным для развития внутреннего рынка авиаперевозок.
Первый ТВРС-44 начнут собирать на Уральском заводе гражданской авиации (АО «УЗГА») уже летом 2025 года. Этот завод считается ведущим производителем инновационных авиационных технологий в стране и уже готовится к запуску производства этого перспективного самолета. В этом проекте принимают участие опытные инженеры и специалисты, готовые пройти через все этапы производства с максимальной ответственностью и профессионализмом.
По данным действующей программы развития авиационной отрасли России до 2030 года, предусматривается создание и поставка российским авиакомпаниям 140 новых 40–44-местных самолетов ТВРС-44. Одним из важных этапов в разработке и производстве ТВРС-44 является заключение государственного контракта с УЗГА. Такое сотрудничество позволит России укрепить свои позиции на рынке региональной авиации и обеспечить пассажирам комфортные и экономически выгодные перелеты внутри регионов.
В декабре 2020 года Минпромторг официально подтвердил сотрудничество, открывая путь к инновационному проекту. Однако, этому предшествовали многократные встречи и обсуждения технических деталей, совместные исследования и анализы, долгие часы выработки стратегии разработки. Этот проект – не просто очередной аэрокосмический эксперимент. Он представляет из себя модель самолета, которая должна стать основой для будущих разработок в индустрии.
Партнерство с различными производственными площадками по всей стране позволит объединить лучшие технологии и кадры. Согласно плану выполнения контракта, каждый элемент будущего самолета будет произведен и собран по специализированным заводам:
- Фюзеляжи будут изготовлены на самарском заводе «Авиакор»;
- Кессоны крыла находятся в производстве на Смоленском авиационном заводе;
- Хвостовое оперение будет изготовлено на производственной площадке УЗГА в Нижнем Новгороде;
- Окончательная сборка самолета будет проведена в Екатеринбурге, в новом производственном корпусе УЗГА в Арамиле.
В начале 2025 года ТВРС-44, разрабатываемый по договору с УЗГА в компании "ОДК-Климов", планируется оснастить турбовинтовым двигателем ТВ7-117СТ-02, который представляет собой модификацию ТВ7-117СТ-01. Данный двигатель обладает меньшей мощностью и позволяет использовать самолеты в меньшей степени нагруженных режимах, что обеспечивает возможность улучшения их срока службы.
Ожидается, что все детали прибудут в Екатеринбург для окончательной сборки к настоящему моменту. Планом на текущий год также является начало цеховой отработки бортовых систем, после чего ожидается, что в первой половине 2025 года самолет сможет взлететь.
План на текущий год включает в себя запуск цеховой отработки бортовых систем, что предположительно приведет к возможности взлета самолета в первой половине 2025 года. Это подчеркивает тщательную подготовку и контрольный характер работы с новым оборудованием, направленные на обеспечение безопасности полетов и надежности самолета.
На пути совершенствования авиационной техники стоит важный этап – создание агрегатов планера статического экземпляра. Этот процесс предшествует испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте. Важно учитывать, что ведется параллельное производство компонентов конструкции первого экземпляра летной машины как в Самаре, так и в Смоленске.
Начиная с марта 2023 года, УЗГА активно работает над сокращением времени сертификации нового самолета, и в рамках этой работы планируется строительство третьего летного экземпляра в партнерстве с Минпромторгом. Этот шаг поможет оптимизировать процесс испытаний и ускорить начало поставок серийных самолетов.
Важным этапом в развитии компании стало заключение УЗГА соглашения на поставку 20 самолетов авиакомпании "КрасАвиа". Это событие не только подтверждает доверие партнеров к продукции компании, но и открывает новые горизонты для стартового оператора ТВРС-44.
В планах компании - проведение около 800 сертификационных испытаний нового самолета, что позволит полностью убедиться в его безопасности и соответствии всем стандартам качества. Намеченное начало поставок серийных самолетов будет важным этапом в реализации перспективного проекта.
В прошлом году были подписаны первые соглашения на ТВРС-44 с российскими авиакомпаниями, что открывает возможность для этого самолета стать прорывом для отечественной авиационной промышленности и способствовать укреплению позиций отечественных производителей в мировом рынке авиации. Ожидается, что завершение всех этапов программы по ТВРС-44 будет достигнуто к концу 2026 года или даже в 2027. Это амбициозная задача, которая требует значительных усилий и ресурсов.
Полная окончательная сборка самолетов, в том числе отработка и испытания до передачи заказчикам, будет осуществляться в Самаре на "Авиакоре". Это важный шаг, который подчеркивает стратегию сохранения кооперации для серийного производства ТВРС-44.
В 2025 году будет готов второй летный образец ТВРС-44, который будет последовать за первым экземпляром. Это демонстрирует постепенное продвижение и развитие программы.
В начале 2024 года открылся новый виток сотрудничества в авиационной отрасли: производитель ГТЛК передал в лизинг 15 современных самолетов для авиакомпании «Аврора», укрепляя позиции на Дальнем Востоке. Параллельно «Комиавиатранс» обозначил свои намерения приобрести "до пяти" универсальных лайнеров ТВРС-44, открывая новые перспективы для региональных авиаперевозок.
Помимо базовой пассажирской версии на 40-44 места, предлагаемой для ТВРС-44, существуют другие варианты конфигурации, включая грузопассажирскую модификацию на 36 мест и 2 тонны груза или 20 мест и 3,5 тонн груза. Эти гибкие варианты позволяют адаптировать самолеты под различные потребности авиаперевозок.
В перспективе разработки новых модификаций ТВРС-44 с удлиненным фюзеляжем возникает возможность создания более вместительных вариантов этого лайнера. Ожидается появление пассажирской версии на 58 мест и транспортного варианта ТВРС-44Т, оснащенного грузовым люком и рампой в хвостовой части фюзеляжа новой конфигурации, что расширит функциональные возможности этой модели самолета.